Государственное достояние


 

Пока колокола имели небольшой размер, они изготовлялись в признанных литейных центрах, как правило, при монастырях.

Изготовление колоколов расценивалось как священнодействие и с VI в., когда был основан орден бенедиктинцев, находилось в ведении состоящих в нём монахов. Как центры мастерства славились в последующие века монастыри в Сен-Галлене, Рейхенау, Зальцбурге, Фульде.

Небольшие колокола вешали на фронтонах церквей. По мере увеличения массы для них стали сооружать небольшие башенки на крышах храмов. Звонили в колокола с земли, дергая за верёвку, привязанную к рычагу, торчавшему из вала, на котором укреплялся колокол. По этой причине в большинстве стран Западной Европы, а после и в Новом Свете, звон производится посредством качания самих колоколов, в то время как в России при звоне ударяют языком в неподвижно привязанный колокол. Любопытно, что это нашло отражение даже в языке: по-немецки говорится «die Glocke lautet» – «колокол звонит», тогда как по-русски говорят «в колокол звонят».

В начале VII в. папа Сабиниан (понтифик в 604-606 гг.) узаконил употребление колоколов для возвещения богослужебных часов. В VIII в. сложился обычай звонить при похоронах – считается, что его ввёл Бeда Достопочтенный в 703 г. В это время церкви имели уже помногу колоколов, различавшихся по названиям согласно их назначению, возникают их комбинации для исполнения различных видов звона: signum minus, signum majus, signum classicum (во все колокола).

Средневековые колокола: а – звонарь (рисунок из средневековой рукописи) хранящейся в Нюрнбергской городской библиотеке; б – миниатюра из «Вормской Библии», 1148 г.; в – рельеф, украшающий фонтан в Бельтоне, графство Линкольншир, Великобритания, романский период; г – фрагмент фрески, выполненной около 1400 г. в г. Мёлне, Германия, высота звучания колоколов выверяется с помощью поперечной флейты

С VIII в. известны сообщения о первых колокольнях, стоявших отдельно от церквей. Позже, в романскую и готическую эпоху, колокольня стала объединяться с церковным зданием в единый ансамбль. Постоянное совершенствование технологии литья позволило отливать колокола не только все более крупные, но и издающие тон желаемого тембра. В IX в. в обиход входят наборы колоколов до 7–8 штук, образующих определённый звукоряд.

На протяжении почти десяти веков количество и масса колоколов каждой церкви рассматривались как знак её важности, как доказательство её богатства и могущества её покровителей. В империи Карла Великого колокола приобрели статус государственного достояния. Император время от времени повелевал отлить их для той или иной церкви, поощрял искусных мастеров, устанавливал порядок вывоза колоколов за пределы державы наряду с прочими ценностями.

Отливка Большого колокола для базилики Святого сердца в присутствии иерархов католической церкви 

Примечателен капитулярий (закон) Карла Великого от 789 г., запрещавший крестить колокола. К этому времени сложился ритуал их освящения, и капитулярий императора устанавливал некую грань между верой и суеверием. Католическая церковь не препятствовала этому ритуалу, и в последующие века колокола повсеместно крестили – приглашали священников, обливали водой, мазали миром, надевали крестильную рубашку, окуривали ладаном, давали имена, под которыми они значились в документах и прочих письменных источниках. Считается, что начало «официальному» крещению колоколов положил папа Иоанн XIV, нарёкший в 968 г., видимо, в честь себя, один из колоколов Johannes.

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ