Глава 10. Бронзовый голос средневековья
Искусство колокольного литья представляет собой особую страницу в истории металлургических технологий. Колокола известны практически у всех народов мира, и повсюду они имели особый ритуальный статус.
Отдельно делался язык колокола. Его конструкция также зависела от способа звона. Считается, что лучший материал для языка – кованое железо, обладающее необходимой вязкостью.
Масса языка составляла около 1/25 массы колокола, для больших колоколов языки несколько легче. Сталь в этом случае не подходит ввиду хрупкости и негативного влияния на свойства звука.
В Германии иногда использовали железные языки с бронзовыми или деревянными подушками на ударных местах, однако такая конструкция не подходит для ударного звона, приводящего к быстрому изнашиванию мягкого металла и дерева в языке, и недостаточной яркости звука.
Язык подвешивается на стальную петлю в верхней части внутри колокола. Эта петля, или серьга, вставляется в форму колокола перед заливкой и, залитая бронзой, становится неотъемлемой частью колокола. Иногда серьги изготовляют из меди.