Старейшая мануфактура в мире


 

Рассказывая о колокольном литье, нельзя не упомянуть о замечательном факте – старейшей действующей мануфактурой в мире (не только металлургической, а вообще – старейшей из всех известных) является литейная мастерская Уайтчепел («Whitechapel»).

Почти 600 лет она не прекращает производства колоколов. Мануфактура внесена в Книгу рекордов Гиннеса. Именно в колокольной литейной Уайтчепел были сделаны многие знаменитые колокола, ставшие национальными символами.

Литейная мастерская Уайтчепел (Whitechapel), Великобритания 

В 1752 г. в Уайтчепеле отлили Колокол свободы, который в 1776 г. возвестил независимость Америки от власти Великобритании. В 1858 г. здесь был отлит Биг Бен («Большой Бен») для курантов, установленных в Часовой башне парламента в Лондоне. Колокол массой 13,5 т назван в честь сэра Бенджамина Холта – главного смотрителя работ. Большой Бен зазвучал в мае 1859 г., последствии он стал известен во всем мире своим характерным боем, который передаётся во все страны радиостанцией Би-Би-Си. Причиной гулких ударов колокола является трещина.

В литейной Уайтчепел отливали «колокола Боу» для церкви Сент-Мэри-ле-Боу на улице Чипсайд в Лондонском Сити. Те, кто родился в пределах слышимости колоколов Боу, считают себя «настоящими кокни», т.е. коренными лондонцами. Говорят они на своеобразном наречии и имеют особый рифмованный жаргон, ныне собранный в нескольких словарях.

Справедливости ради необходимо отметить, что мастерская Уайтчепел – это результат слияния в начале XV в. нескольких независимых литейных: Хартфордской, Глостерской и Даунэмской. Объединенное производство первоначально располагалось на знаменитой Биллитер стрит – улице колокольщиков, которая до сих пор существует в лондонском Сити. Во второй половине XVI в. Роберт Мот перевёл мастерскую в Уайтчепел. Этот мастер прославился тем, что изготовил два колокола для Вестминстерского аббатства (в 1583 и 1598 гг.), которые до сих пор звонят к ежедневной службе.

С начала XVII в. литейной Уайтчепел владеет семья Хьюзов. Нынешний глава фирмы – Алан, является представителем тридцать девятого поколения литейных мастеров. В 1758 г. мастерская перебралась через улицу, в нынешнее помещение, где до того была дорожная гостиница под названием «Артишок». Литейная, переоборудованная из постоялого двора, представляет удивительное сочетание старого и нового – как, впрочем, и само искусство отливки колоколов. Открываешь наружную дверь – и раздаётся перезвон колокольчиков. Старый сигнальный колокол, сделанный 160 лет назад, возвещает рабочим (их двадцать четыре) перерывы на обед и чаепитие. В приемной располагается маленький музей литейного дела. Главный экспонат – колокольный формовочный стенд, собранный для 1-й Всемирной промышленной выставки в Лондоне 1851 г.

В современной Великобритании почти 6500 звонниц, которые обслуживают всего две мастерские (вторая – литейная Тэйлоров в городе Лафборо графства Лестершир). Литейщики выполняют работы по переливке, настройке или подвеске колоколов на новое место. Бывает, что старинный колокол с трещиной – вещь сама по себе очень ценная. Он может представлять единственное сокровище церкви. Поэтому переплавку старых коло колов разрешают не всегда. Если колокол особенно древний или известно, что это единственный оставшийся образец работы того или иного прославленного литейщика, совет по охране богослужебных зданий может настоять на запрете переплавки.

Техника отливки колоколов мало изменилась за 500 лет. При формовке болвана (английские литейщики используют термин «шишка») применяются те же материалы, что и сотни лет назад: желтая лондонская глина, конский волос для связки и навоз для аэрации. Единственное техническое новшество – электрическая плавильная печь. Во всех других отношениях средневековый мастер-литейщик не заметил бы никакой разницы. Он бы, впрочем, удивился тому, что происходит в столярной и слесарной мастерских, примыкающих к литейной. В былые времена мастера только лили колокола – подвеской их на места занимались другие рабочие. Теперь же мануфактура не только отливает колокола, но и сама изготовляет к ним головные брусья и ведёт подвеску.

Правильно подвесить колокол так же важно, как правильно его отлить. Перед подвеской колокол нужно настроить. Иногда в дополнительной настройке нуждается и колокол, провисевший целые века. Не потому, что сам колокол теряет настройку, а потому, что меняется акустика в помещениях и вокруг них. Многие старинные церкви Великобритании зажаты со всех сторон высокими зданиями. Поверхность этих зданий, отражая звук, искажает акустику и расстраивает мелодию колоколов.

Мастерская Уайтчепел. Настройка колоколов 

Как уже говорилось, настраивают колокол изнутри, спиливая металл с внутренней поверхности. Напомним, что, поскольку металл можно только снимать, но не добавлять, колокол первоначально отливают на тон выше, чем требуется, и затем постепенно снижают ему «голос», доводя до нужной ноты. Правильность ноты определяется современным электронным стробоскопическим прибором. Но окончательную настройку звучания мастер определяет по слуху. Человеческое ухо лучше всякой электроники ощущает момент наступления «верного» звука. 

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ