Стальной узор: размер, форма, цвет и четкость линий


 

Наиболее характерным признаком, отличающим оружейные стали всех упомянутых выше видов от обычных сталей, является своеобразный узор на полированной поверхности готового изделия, различимый невооруженным глазом.

Он выделяется в виде светлых линий на сером или черном фоне после протравливания изделия какой-либо слабой кислотой, но иногда он проявляется уже непосредственно после полирования. Эффект появления узора объясняется структурной неоднородностью металла, в котором участки с разным содержанием углерода травятся и полируются по-разному.

С древнейших времен именно по узору различали сорта булата. Аль-Кинди, арабский знаток оружия, живший в IX в., писал, что, глядя на узорчатую сталь, видишь ее как снаружи, так и внутри. Действительно, знаток по одному лишь внешнему виду узорчатого клинка может определить структуру металла, технологию его изготовления, место и время его производства, а в некоторых случаях и мастера - клиночника. Лучший в Европе знаток булатов П.П. Аносов отмечал, что «...опытный азиатец не ошибется в выборе клинка и по одному узору определит, вязок булат или хрупок, тверд или мягок, упруг или слаб».

Классификация оружейных сталей вплоть до недавнего времени учитывала в основном внешние признаки – величину и форму узора, цвет и четкость его составляющих. Цвет фона узора, «грунт» мог быть серым различных оттенков, бурым и черным, причем черный цвет фона считался признаком булата высшего качества. Еще одним из непременных признаков высококачественной стали считается характерный отлив на поверхности клинка. Этот отлив может быть золотистого либо красноватого цвета и виден при падении света на клинок под острым углом. Иранцы очень ценили «желтые» клинки, из чего следует вывод о предпочтительности именно золотистого отлива. Красноватый отлив, равно как и светлый грунт, свидетельствовал о повышенной хрупкости булата.

Стальные узоры могли быть относительно простыми – в виде прямых полос. Реже встречался более сложный рисунок в виде сетки из прямых и переплетенных в пряди и гроздья изогнутых линий. Еще более редким и ценным считался коленчатый узор по всей ширине клинка из непрерывно повторяющихся от основания до острия поперечных поясков-прядей. Особо ценились табан («блестящий») и хорасан («восход солнца»). Изделия из них отличались не только высоким качеством, но и имели на редкость красивый узор: на темном фоне с золотистым отливом виднелись четкие светлые линии, образующие крупную сетку или коленца.

Одним из самых дорогих считался булат под названием «кара-табан» («черный блестящий») – с золотым отливом и четко выраженным коленчатым узором, который повторялся по длине клинка примерно 40 раз. Такой особенностью узора объяснялось второе название этого вида кара-табана – «cорок ступеней».

Очень распространенным и устойчивым был обычай присваивать сортам узорчатого металла названия местностей, в которых он производился. Баркер, английский генеральный консул в городе Алеппо (XIX в.), приводит несколько названий, классифицированных по месту производства булатов. Это три сорта табана – кермани (из Кермана в провинции Хорасан), диши и эркек; два сорта хорасана – лахори (из Лахора) и баяз; два сорта гинди («индийский») – сари и кум («волнистый»), стамбульские элиф и бейяд («белый»), сирийские шам (Шам – турецкое название Сирии) и эски шам («старинный шам») и, наконец, лахори нейрис.

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ