Словолитный прибор: стальной пуансон, медная матрица


 
Словолитный прибор: стальной пуансон, медная матрица

Первым этапом на пути изобретателя было гравирование рельефного выпуклого и зеркального изображения шрифтового знака на торце металлического бруска с прямоугольным сечением. В качестве материала для такого бруска в XVI столетии стали использовать сталь.

В русской технической литературе брусок получил название пуансона (от фр. poincon). Немецкие полиграфисты в этом случае используют термины Schriftstempel или Schriftpragestempelt, а английские – letter punch. При вдавливании пуансона в более мягкую металлическую пластину получается углубленное прямое изображение шрифтового знака. Такая металлическая пластина теперь называется матрицей (нем. – Matrize, фр. – matrice, англ. – matrix). Матрица служит в качестве формы для отливки типографских литер. Очевидно, что с помощью одного пуансона можно выдавить большое количество одинаковых матриц, а с одной и той же матрицы – отлить множество одинаковых литер.

Матрица, пуансон (а) и литеры (б)

Данная технология была известна задолго до времен Гуттенберга и прошла многовековую апробацию в монетном производстве, где издавна применялись металлические штемпеля (рис. 5.10). Для изготовления матриц был необходим металл, который бы, с одной стороны, легко поддавался тиснению, а с другой – не размягчался при заливке в него расплавленного металла, из которого изготовлялись типографские литеры.

Нижний (слева) и верхний (справа) монетные штемпеля. XVI в. Закалённая сталь с содержанием углерода 0,7...0,75 % масс.

Таким металлом издавна служила медь, именно из меди выполнены старейшие сохранившиеся до наших дней матрицы (их относят к началу XVI в.). Эти матрицы хранятся в музее фирмы «Иоганн Энсхеде и сыновья» в голландском городе Харлеме. Матрицы изготовлены с помощью пуансонов, которые выгравировал мастер Хенрик Питерзон из Роттердама.


Производство типографского шрифта было очень трудоёмким, ведь делать пуансоны и матрицы приходилось для очень большого количества знаков, во много раз превышающего число знаков латинского алфавита. Изобретатель изготовлял каждый алфавитный знак во множестве вариантов. Его целью было как можно точнее имитировать рукописные тексты, чтобы печатная книга походила на рукопись. При этом количество пуансонов, а значит, и матриц приближалось к тысяче.

Два измерения литеры должны были быть одинаковы не только для всех экземпляров одной и той же буквы, но и для всех, без мельчайшего исключения, знаков одного шрифта. Гравёр пуансонов воспроизводит изумительные по точности стилистического замысла (и по размерам) рисунки букв; но ему пришлось бы, сверх того, обеспечивать идеальное совпадение как роста, так и кегля. Кегль (от нем. kegel) – размер высоты буквы или знака, включая нижние и верхние выносные элементы. При ручном наборе кегль измеряли через высоту литерной площадки, на которой расположена буква или знак. Кегль измеряется в типографских пунктах. Именно значение кегля в типографских пунктах называют размером шрифта применительно к современным текстовым редакторам. Работа гравёра была исключительно трудоёмкой, но по-существу малоэффективный по конечному результату. Необходима была особая разборная литейная форма с подвижными стенками. Таким образом, именно словолитная форма, по сути, является ядром изобретения. Без этого ключевого приспособления для множественного воспроизведения литер книгопечатание не стало бы относительно дешевым и мощным средством распространения информации.

Литеры, набранные в строку. Современная реконструкция литер Гуттенберга

Подвижная стенка позволяла при разной ширине литер одного кегля обеспечивать их одинаковую высоту, а рост литеры (т.е. длина её ножки), одинаковый не только для данного кегля, но и для всех шрифтов, автоматически обеспечивался размерами самого прибора.

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ