Карронский завод


 

В это время Робак познакомился с Уильямом Каделлом и мистером Кокензи, которые пытались организовать в Шотландии производство железа, но потерпели неудачу.

Поддавшись на их уговоры, Робак с жаром приступил к организации производства. Исследовав местность, он остановил выбор на берегу реки Карроны, на границе равнины и предгорий шотландских Highlands, где в достатке имелись запасы руды, каменного угля и известняка, а неподалёку располагалось широкое устье реки Форт. Там и были заложены первые в Шотландии железные заводы, для управления которыми Робак организовал акционерное общество TheCarronCompany.

Для работы на заводах из Англии были приглашены квалифицированные рабочие-металлурги, которые впоследствии обучили ремеслу местных жителей. Первая доменная печь была запущена 1 января 1760 г. и за год завод произвёл 1,5 тыс. т железа – столько до этого производилось во всей Шотландии. Основным видом продукции завода было чугунное литьё, в том числе, со временем, знаменитые артиллерийские орудия – карронады. Первая карронада, конструкция которой была предложена генералом Робертом Меллвилем, была отлита на Карронском заводе в 1779 г. (уже при новых хозяевах завода) и в дальнейшем эти орудия стали основой военной мощи Великобритании, в том числе способствовали впечатляющим победам при Трафальгаре и Ватерлоо.

Одна из двух карронад, принимавших участие в битве при Ватерлоо

Для развития предприятия в соответствии с передовыми достижениями инженерного искусства Робак привлёк на завод «отца гражданской инженерии» Джона Смитона (John Smeaton), который оборудовал доменные печи мощными цилиндрическими мехами собственной конструкции, а также спроектировал и построил канал между реками Фортом и Клайдом – один из первых в стране. Необходимо отметить, что до постройки железных дорог крупные промышленные компании, в первую очередь металлургические, для транспортировки сырья и продукции строили искусственные каналы.

Джон Смитон

По чертежам Смитона, значительно усовершенствовавшего насос Ньюкомена, в Карроне была построена большая машина, привезённая в 1777 г. Россию. Она была заказана по распоряжению Екатерины II для выкачивания воды из канала Петра Великого, примыкавшего к сухим докам в Кронштадте.

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

MetalSpace

Опубликовано MetalSpace

Адрес электронной почты: info@metalspace.ru
Предлагаем сотрудничество
  • Опубликуй свои произведения в электронной форме.
  • Размести научную статью или пресс-релизы на страницах нашего портала.