Организация строительства металлургических предприятий вчера, сегодня и завтра
Строительство металлургических предприятий - дело в России хоть и не новое, но по-прежнему чрезвычайно сложное и интересное. Объекты металлургии требуют относительно большой площадки, бесперебойного энергообеспечения значительной мощности, развитой транспортной инфраструктуры.
-
Дополнительная информация
- Авторы:Бачурина С.С., Султанова И.П., Сухачев К.А.
- Организация:Компания К4
- Скачать доклад:Сборник докладов 2014
При этом сегодня все возрастающую роль играют требования по экологии и комфорту проживания местных жителей, как в условиях эксплуатации, так и во время строительства. За счет этого в мире не существует ни одной пары «братьев-близнецов» среди металлургических предприятий. А значит, «печь их, как блины» не может себе позволить ни один Застройщик и ни один Генподрядчик, как российский, так и зарубежный.
Поэтому изучение опыта реализации проектов строительства металлургических предприятий близкого и далекого прошлого должно обязательно сочетаться с привлечение самых современных технологий строительства и управления, в «своей» и других отраслях, в России и за рубежом.
Советский опыт и особенности строительства металлургических предприятий
В СССР в период с 1920-х по 1980-е годы было построено с нуля, эвакуировано и запущено в эксплуатацию на новом месте, восстановлено после войны, реконструировано и модернизировано несколько десятков крупных металлургических предприятий. Среди них числятся и такие прошедшие все вышеперечисленные стадии гиганты, как «Запорожсталь», НЛМК, «Криворожсталь». Уже в 1960-е годы опыт их строительства был обобщен.
Выяснилось, что «характер возводимых объектов определяет специфику выполнения тех или иных видов строительно-монтажных работ (СМР) и организационные формы управления строительством различных пусковых комплексов. Так, пусковой комплекс доменного цеха по своей технологии, характеру сооружений, применяемому оборудованию и конструктивным решениям коренным образом отличается от комплекса коксохимического цеха, прокатного стана, тепловой электроцентрали или другого технологического комплекса, входящего в состав строящегося металлургического завода.
При строительстве, например, комплекса доменного цеха одновременно сооружаются коксовый цех, ТЭЦ и другие объекты, которые должны обеспечить его нормальную работу. Руководителям стройки особое внимание следует уделять
координации работы специализированных и монтажных организаций, одновременно участвующих в сооружении таких комплексов с целью своевременного выполнения графиков на каждом объекте. Учитывая параллельное ведение работ на нескольких технологических комплексах, надо четко определить степень участия генподрядных и субподрядных организаций в подготовке строительства и оперативном руководстве всеми звеньями стройки».
Заметим, что эти слова, написанные более 50 лет назад, сегодня актуальны, как никогда.
Особое внимание отводится тому, что при сооружении столь сложного объекта генподрядчик (даже могучий трест типа «Магнитостроя») оказывается из-за перегруженности своими прямыми «рутинными» функциями (например, своевременное обеспечение строек: рабочими и создание для них бытовых условий, механизмами и инвентарем в соответствии с ППР, материалами, конструкциями, деталями, полуфабрикатами, авто- и железнодорожным транспортом; решение организационных вопросов: связь с заказчиком, банком, вышестоящими организациями и т.д.) не в состоянии «принять на себя решение конкретных технических и оперативно-производственных вопросов, возникающих непосредственно на объектах комплекса в период его строительства. Строительное управление-генподрядчик в силу чрезмерной загрузки исполнением порученных ему графиком объемов работ на объектах комплекса также не может принять на себя функцию оперативной координации работ. Это вызвало необходимость создания на стройке специальных инженерных групп, подчиненных руководству треста-генподрядчика, которые объединяют деятельность всех строительных и субподрядных специализированных организаций, занятых на возведении объектов данного комплекса. Таким образом, если аппарат треста принимает на себя решение всех внешних и общепостроечных задач, то инженерные группы на комплексах осуществляют оперативную взаимоувязку работ различных организаций непосредственно на объектах в соответствии с принятой технологией, контроль за выполнением генерального графика производства работ всеми участниками строительства, а также графика поставки технологического оборудования отделом капитального строительства заказчика и др.
Впервые такая инженерная группа была создана в годы Великой Отечественной войны в тресте «Магнитострой» на строительстве доменной печи № 5. В ее состав входило 7 специалистов: начальник, 3 старших инженера и 3 инженера. В 1947 г. во время восстановления завода «Запорожсталь» также были созданы группы комплексов на строительстве коксохимического завода, доменного цеха, мартеновского цеха и тонколистового стана (комплексы соответственно назывались «Кокс», «Домна», «Мартен», «Прокат»), Ныне такие группы создают обычно на сооружении всех сложных пусковых объектов металлургической и химической промышленности» [1].
Основными задачами инженерной группы являлись:
- «...участие в составлении директивного поузлового графика строительства, а после его утверждения — в разработке генерального поузлового графика;
- выделение работ подготовительного периода в устанавливаемое графиком календарное время с разработкой для этого периода специального стройгенплана, который учитывал бы снос и переключение существующих коммуникаций и сооружений;
- максимальное использование для нужд строительства постоянных железнодорожных путей и автомобильных дорог, а также эксплуатируемых или строящихся по основному проекту сооружений;
- рациональное расположение временных складов материалов, конструкций и оборудования с учетом максимального использования существующих складов;
- своевременная подача оборудования и конструкций для монтажа железнодорожными вагонами в укрупненном виде с целью полного использования грузоподъемности монтажных кранов;
- размещение главных подъемных, транспортных и строительных машин в таких местах, где была бы обеспечена нормальная и бесперебойная работа всех участвующих в строительстве организаций с учетом подачи конструкций и оборудования в зону действия кранов авто- и железнодорожным транспортом;
- расположение площадок для укрупнительной сборки, а также складов огнеупоров, стальных и железобетонных конструкций, которое бы дало возможность так организовать бесперебойный поток материалов, технологического и другого оборудования, чтобы их не нужно было бы переносить в течение всего периода строительства;
- определение мест установки приспособлений для подачи материалов с таким расчетом, чтобы они не мешали смежным организациям вести работы на всех последующих этапах;
- разработка проектов централизованного снабжения строительства электроэнергией, воздухом, паром, водой, кислородом с учетом первоочередного монтажа постоянных магистралей с целью использования их для нужд строительства;
- возможность демонтажа подъемных механизмов после сдачи объектов в эксплуатацию;
- соблюдение правил техники безопасности работы. Такое участие инженеров комплекса в процессе разработки стройгенплана и проекта производства работ позволяет не только избежать ошибок, но и способствует в процессе разработки изучению в полном объеме проекта организации строительства, проекта производства работ и технологических карт. Это, в свою очередь, дает возможность инженерам комплекса оказать необходимую помощь участникам работ в решении всех возникающих инженерных вопросов по ходу строительства».
Важно подчеркнуть, что «инженерная группа комплекса не вмешивается в хозяйственную деятельность строительно-монтажных организаций, участвующих в сооружении объектов. Она сосредотачивает свои усилия на конкретном техническом руководстве строительно-монтажными работами, на координации и увязке технических вопросов, возникающих в процессе работ между строительными и специализиро-ванными организациями, на решении всех неувязок между строительно-монтажными организациями, с одной стороны, и проектировщиками, ОКСом и эксплуатационниками, с другой; инженерная группа осуществляет контроль за исполнением комплексного генерального и недельно-суточного графиков, регулирует работу в направлении максимального предоставления фронта работ смежникам; согласовывает очередность выполнения строительно-монтажных работ, вызываемых условиями эксплуатации цехов и агрегатов действующего завода. Если то или иное строительное подразделение отстает от графика, то начальник комплекса через руководство треста требует ускорить работу за счет включения дополнительной смены или же ставит вопрос о передаче части работ другой организации. Это дает возможность в течение нескольких дней сконцентрировать на пусковом комплексе необходимое количество строителей, обеспечить своевременное выполнение работ».