Спеченные порошковые материалы
Разработаны и применяются на практике большое количество спеченных порошковых материалов. Наибольшее применение получили конструкционные спеченные материалы, фрикционные, антифрикционные, пористые, электрохимические и жаропрочные порошковые материалы.
Спеченные антифрикционные материалы применяются при изготовлении подшипников скольжения, работающих в условиях трения. Работоспособность таких подшипников находится в прямой зависимости от скорости скольжения, нагрузки и режимов эксплуатации. Они должны обладать высокими антифрикционными свойствами, характеризующимися самосмазываемостью, хорошей прирабатываемостью, износостойкостью и прочностью. Долгое время материалами подшипников скольжения являлись литые материалы на основе меди (например, оловянистые бронзы). Однако они дороги и не всегда соответствуют эксплуатационным характеристикам современных машин и механизмов.
В настоящее время существует большое количество спеченных антифрикционных материалов, которые нашли широкое применение в изделиях общего машиностроения, работающих в обычных условиях, и в изделиях специального назначения, эксплуатируемых в сложных условиях. Большое распространение получили подшипники скольжения на основе железа и меди, изготавливаемые по традиционной технологии и на стандартном оборудовании процессов порошковой металлургии. Довольно широко применяются также антифрикционные материалы на основе углерода.
Антифрикционными спеченными материалами на основе железа
Наиболее распространенными антифрикционными спеченными материалами на основе железа являются:
- пористое железо;
- железографитовые материалы.
Пористое железо
Пористое железо является самым простым типом антифрикционного материала, свойства которого приведены в таблице 1. Технология получения пористого железа состоит в прессовании порошкового железа, спекании, пропитки маслом и калибровании.
Таблица 1 – Свойства пористого железа
Материал | Плотность, г/см3 |
Временное сопротивление, МПа | Относительное удлинение, % | Твердость НВ, МПа | Ударная вязкость, кДж/м2 |
Пористое железо | 5,1 – 6,6 | 100 – 220 | 5 – 13 | 350 – 800 | 30 – 100 |
Пропитка машинным маслом изделий является важным технологическим процессом, повышающим триботехнические свойства пористых антифрикционных материалов. Пропитку проводят погружением и некоторой выдержкой пористого изделия в нагретую до 80 – 120 °С масляную ванну с последующим охлаждением в холодном масле. Хорошие результаты дает пропитка в вакууме, при которой происходит наиболее полное заполнение пор маслом. При пропитке в вакууме содержание масла в изделиях увеличивается по сравнению с обычной пропиткой на 25 – 27%, а продолжительность операции сокращается в 8 – 10 раз. Улучшение пропитки маслом даёт применение ультразвуковой обработки, которая обеспечивает скорость пропитки в несколько раз большую, чем во всех применяемых в настоящее время способах.
Качество пропитки оценивают по массовой и объёмной масловпитывамостью и коэффициентом заполнения пор маслом, которые определяются по формулам:
Mмас. = (m2 - m1)⁄m1·100%;
Mоб. = Ммас.⁄aм;
Коб. = mм·104⁄(aм·V·П), где
- Mмас. – массовая масловпитываемость;
- Mоб. – объёмная масловпитываемость;
- К – коэффициент заполнения пор маслом;
- m1 и m2 – масса изделия до и после пропитки маслом; 2m
- aм – плотность масла;
- mм – масса масла в изделии;
- V – объём изделия;
- П – пористость изделия (обычно 10 – 30%).
Наличие пор создаёт постоянный резервуар масла, которое обеспечивает низкий коэффициент трения. Способность пористых подшипников самосмазываться позволяет в ряде случаев отказаться от подвода масла извне, что очень важно для труднодоступных узлов машин, а также в тех случаях, когда попадание смазки от масленок и трубопроводов на продукцию производства недопустимо (пищевая, фармацевтическая продукция).
Железографитовые материалы
Железографитовые материалы нашли широкое применение в машиностроительной и металлургической промышленности, электрической и сельскохозяйственной отраслях для изготовления деталей, работающих в узлах трения.
Основными компонентами железографитовых материалов являются железный порошок, графит и в небольших количествах медь, сера и фосфор. В железографитовых материалах находится от 1 до 4% графита. Графит в этих материалах выполняет двойную роль. Растворившийся в процессе получения деталей графит увеличивает прочность металлической основы, а нерастворившейся – играет роль твердой смазки.
Технология изготовления железографитовых материалов включает традиционные для порошковой металлургии операции. Это приготовление шихты механическим смешиванием исходных компонентов, прессование, спекание и дополнительная обработка (пропитка маслом, калибрование и др.). Давление прессования выбирается в зависимости от заданной остаточной пористости, качества порошка, величины навески. Спекание изделий проводится в защитной атмосфере или в вакууме в интервале температур 1000 – 1150 °С. В качестве защитной атмосферы применяют водород, диссоциированный аммиак, конвертированный природный газ.
Железографитовые материалы имеют перлитно-ферритную структуру. Соотношение структурных составляющих (феррита и перлита) влияет на эксплуатационные свойства железографитовых материалов. Количество ферритной составляющей зависит от исходного содержания графита, условий спекания и не должно превышать 50%. Наибольшей износостойкостью обладает перлитная структура.
В таблице 2 приведены некоторые свойства спеченных железографитовых материалов.
Таблица 2 – Свойства антифрикционных спеченных железографитовых материалов
Содержание графита, % |
Пористость, % |
Твердость НВ, МПа |
Временное сопротивление на разрыв, МПа |
Временное сопротивление на сжатие, МПа |
Ударная вязкость, кДж/м2 |
0,5 – 0,8 | 6 – 26 | 650 – 800 | 98 – 470 | – | 200 – 500 |
0,8 – 1,5 | 1,4 – 27 | 600 – 1850 | 180 – 600 | 500 – 800 | 100 – 300 |
1,5 – 2,3 | 15 – 35 | 550 – 1300 | 80 – 355 | 400 – 800 | 50 – 150 |
2,3 – 3,0 | 17 – 35 | 300 – 1450 | 70 – 280 | 500 – 700 | 20 – 100 |
5,0 | 16 – 19 | 800 – 980 | 230 – 260 | 500 – 700 | 70 – 90 |
7,0 | 18 – 25 | 250 – 750 | 150 – 190 | 500 – 600 | 15 – 60 |
В антифрикционных материалах самосмазываемость происходит за счет масла, выступающего в процессе трения из поровых каналов. Появление масла на поверхность трения объясняется различным объёмным тепловым расширением масла и металлической основы материала. Эффект самосмазывания обуславливает образование на поверхности трения граничных слоёв масла, сплошность которых зависит от температуры процесса. Повышение температуры поверхности трения подшипников, пропитанных маслом до 60 – 70 °С, приводит к неустойчивому режиму трения, к разрыву масляных граничных слоёв и интенсивному износу.
Для железографитовых подшипников существуют максимально допустимые нагрузки, при превышении которых они теряют работоспособность. Стабильными свойствами обладает материал, содержащий 0,8 – 1,0% графита. Предельная скорость скольжения для железографитовых материалов составляет 2 – 3 м/с. При превышении этой скорости коэффициент трения становится нестабильным, и железографитовые материалы теряют работоспособность.
Спеченные железографитовые материалы по триботехническим свойствам приближаются к серым чугунам, а по износостойкости и прочности превосходят бронзы.
Сравнительные свойства антифрикционных материалов приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Механические и эксплутационные свойства антифрикционных материалов
Материал | Пористость,% | Плотность, г/см3 |
Твердость, МПа | Предел прочности, МПа | Показатель P·V, МПа·м/c |
Пористое железо | 20 | 6,20 | 530 | 140 | 1,7 |
Железографит с 3% графита | 23 | 6,00 | 530 | 180 | 10 |
Бронза ОЦС6-6-3 | – | 8,82 | 680 | 150 | 5 |
Баббит Б - 83 | – | 7,40 | 300 | 90 | – |
Длительность работы подшипников из железографитовых материалов обычно составляет 3 – 5 тысяч часов и зависит от условий их работы. Они применяются в узлах трения сельскохозяйственных машин, для изготовления втулок транспортеров, киноаппаратов, деталей автомобилей, металлорежущих станков и других целей.
Повышение свойств железографитового материала достигается легированием и введением различных добавок. Для улучшения тех или иных свойств вводится медь, фосфор, цинк, олово, молибден, свинец. Свойства легированного железографита приведены в таблице 4.
Введение меди в железографитовые материалы улучшает свойства за счет получения более однородной структуры, увеличения твердости, уменьшения усадки.
Легирование цинком, фосфором обеспечивает хорошую спекаемость, мелкодисперсность перлита, более высокую износостойкость.
Добавка молибдена увеличивает вязкость и усталостную прочность, понижает износ и коэффициент трения. Так, материал, содержащий 3% графита и 15% молибдена работоспособен в пределах нагрузок от 0,1 до 20,0 МПа при скорости скольжения 0,1 – 95 м/с в условиях трения в режиме самосмазывания, при ограниченной смазке и без смазки.
Введение свинца или сплавов на основе цветных металлов даёт повышение прочностных и антифрикционных свойств. Введение осуществляют присадками указанных добавок в исходную шихту или пропиткой пористого каркаса расплавленным металлом. Так, материал, состоящий из 60 – 90% железа и сплава, содержащего 85% меди, 5% олова, 5% свинца и 5% цинка, используется для подшипников, работающих при давлениях более 1,0 МПа.
Таблица 4 – Свойства легированного железографита
Легирующий элемент | Количество, % |
Пористость, % |
Твердость, МПа |
Предел прочности, МПа |
Коэффициент трения | Микротведость, МПа |
Без добавки | – | 16,6 | 1027 | 205 | 0,52 | 1600 |
Марганец | 0,4 | 15,8 | 1287 | 479 | 0,63 | 1460 |
Хром | 0,8 | 16,9 | 1050 | 376 | 0,52 | 2200 |
Медь | 5,0 | 13,7 | 1358 | 450 | 0,45 | 3660 |
Цинк | 1,0 | 14,6 | 1144 | 424 | 0,57 | 5850 |
Олово | 0,4 | 19,2 | 1547 | 456 | 0,52 | 1950 |
Фосфор | 0,4 | 19,5 | 1301 | 373 | 0,45 | 3700 |
Свинец | 0,8 | 15,7 | 1290 | 411 | 0,52 | 1800 |
Железомедные материалы, содержащие свинец, имеют повышенную пластичность, поэтому их применяют при ударных нагрузках.
В настоящее время все большее применение находят материалы с твердыми смазками, работающие в узлах трения с высокими скоростями скольжения, когда даже при небольших нагрузках могут развиваться значительные температуры, которые способствуют удалению смазки из области трения.
Для обеспечения хорошей работоспособности узлов трения в этих случаях создаётся на их поверхности защитная разделительная пленка, исключающая контакт металлических поверхностей и последующее схватывание. Защитные слои на поверхности металла могут создаваться путём соответствующей обработки при изготовлении деталей.
Для улучшения триботехнических свойств таких материалов используют различные вещества, которые наносят на трущиеся поверхности в качестве твердой смазки методом натирания или распыления из суспензий с летучими растворителями. Веществами, наносимыми на трущиеся поверхности могут быть сульфиды, селениды, хлориды, фториды, йодиды, нитриды и оксиды металлов. Такие слои твердых смазок удерживаются на поверхности силами адгезии частиц твердой смазки с металлами. Долговечность таких пленок невелика. Более высокую прочность и большее сцепление с поверхностью металла имеют пленки твердых смазок со связующими. В качестве связующих используются фенольные и эпоксидные смолы, фторопласт и другие материалы.
Эффективным методом образования стабильной разделительной пленки на трущихся поверхностях является введение твердой смазки непосредственно в материал. Этот метод более технологичен, исключает дополнительные операции по пропитке или натиранию материала твердой смазкой.
Например, материалы, полученные смешиванием железного порошка, легированного хромом, и дисульфида молибдена (Mo2S), имеют свойства:
- твердость HV – 600 – 1000 МПа;
- временное сопротивление при сжатии – 1200 МПа;
- временное сопротивление при растяжении – 170 МПа;
- ударная вязкость – 70 кДж/м2;
- износ – 0,005 мкм/км;
- предельное давление до схватывания – 12 – 15 МПа.
При выборе твердой смазки необходимо учитывать её термостабильность, которая влияет на химическую активность твердых смазок, так как под действием высокой температуры и окружающей среды смазки могут разлагаться, образуя твердые и газообразные продукты. Эти продукты могут вступать в химическую
реакцию с металлической поверхностью тел трения и образовывать соединения, обладающие коррозионной агрессивностью или абразивным действием.
На практике в качестве твердых смазок наиболее широкое применение получили сернистые соединения молибдена, цинка, фторид кальция.
Антифрикционными спеченными материалами на основе меди
Наиболее распространенными антифрикционными спеченными материалами на основе меди являются:
- оловянистые бронзы;
- бронзографиты.
Спеченные оловянистые бронзы
Спеченные оловянистые бронзы являются первыми порошковыми антифрикционными материалами на основе меди, которые начали применяться в производстве. Они используются для изготовления подшипников, работающих в легких условиях, характеризующихся малыми скоростями скольжения (менее 1,5 м/с) и большими нагрузками (0,5–1,0 МПа). Оптимальными антифрикционными и механическими свойствами, обеспечивающимися при содержании 9 –10% олова, являются:
- пористость – 15 – 35%;
- временное сопротивление на разрыв – 76 – 140 МПа;
- относительное удлинение – 5%;
- показатель V·P– 1,5 – 2,5 МПа⋅м/с.
Для работы в условиях повышенных давлений и высоких скоростей скольжения используют спеченные высокопористые бронзы, пропитанные фторопластом. А для повышения несущей способности и снижения скорости изнашивания применяют подшипники пропитанные фторопластом с наполнителем – свинцом. Так, подшипники, изготовленные из стальной ленты, на которую нанесен слой пористой бронзы, пропитанной смесью фторопласта и свинца, имеют основные характеристики:
- предел прочности – 310 МПа;
- коэффициент трения при скоростях 0,2 м/с – 0,05 – 0,1;
- коэффициент трения при скоростях 0,2 – 5 м/с – 0,1 – 0,16;
- предельная нагрузка – 30 МПа.
В качестве легирующих добавок спеченных бронз применяют титан, никель, железо и другие элементы. Для работы при повышенных температурах используют легированный композиционный материал, содержащий дисульфид молибдена. Основные свойства материалов с различным содержанием дисульфида молибдена приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Свойства спеченных бронз с различным содержанием дисульфида молибдена.
Содержание MoS2 в бронзе, % |
Предел прочности на разрыв, МПа | Плотность, г/см3 | Ударная вязкость, кДж/м2 |
10 | 600–650 | 7,3 | 24 |
20 | 500–550 | 6,4 | 8 |
30 | 300–400 | 5,7 | 5 |
40 | 250–300 | 5,3 | 3 |
Спеченные материалы содержащие дисульфид молибдена (MoS2), отличаются большой износостойкостью и высокими триботехническими свойствами в широком диапазоне температур (от 40 до 200 °С).
Бронзографиты
Бронзографиты получили широкое распространение в качестве самосмазывающихся подшипников скольжения из композиций бронза-графит, в которых содержание графита обычно составляет 2 – 4%. Бронзографиты используются для изготовления деталей электродвигателей, швейных и стиральных машин, а также в автотракторном электрооборудовании. Основные механические и триботехнические свойства спеченных оловянистых бронз и бронзографитов приведены в таблице 6.
Таблица 6 – Механические и триботехнические свойства спеченных оловянистых бронз и бронзографитов
Марка материала |
Пористость (ср.) % | Предел прочности на разрыв, МПа | Твердость (ср.) НВ, МПа | Коэффициент трения с жидкостной смазкой | Максимальные допустимые | |
нагрузка, МПа | скорость, м/с | |||||
Бр 010 | 18 | 60 | 450 | 0,05 | 4 | 10 |
БрОГр10-2 | 18 | 50 | 350 | 0,05 | 4 | 10 |
БрОГр9-3 | 18 | 40 | 400 | 0,05 | 4 | 10 |
БрОГр8-4 | 18 | 35 | 350 | 0,05 | 4 | 10 |
БрОСГр1-29-0,5 | 18 | 45 | 450 | 0,02 | – | – |
Бр010-ФГ | 33 | 30 | 350 | 0,05 | 5 | 50 |
БрОЦ6-6-ФТ | 33 | 30 | 350 | 0,05 | 5 | 50 |
Из-за низкой пластичности и недостаточно высоких триботехнических характеристик бронзографиты мало применяют в узлах трения, работающих при ударных нагрузках и при отсутствии жидкостных смазок.
Перспективными триботехничкскими материалами для подшипников скольжения являются износостойкие спеченные хромооловянистые и хромоникелевооловянистые бронзы с твердыми смазками.
Основные механические и триботехнические свойства хромооловянистых бронз приведены в таблице 7.
Таблица 7 – Механические и триботехнические свойства спеченных хромооловянистых бронз.
Коэффициент трения
Марка спечённой бронзы | Твердость НВ, МПа | Предел прочности на разрыв, МПа | Относительное удлинение, % | Коэффициент трения | Износ без смазки, мкм/км |
|
Без жидкостной смазки | Со смазкой в масле | |||||
БрОХ5-10 | 1150 | 330 | 9,5 | 0,6 | 0,09 | 0,05 |
БрОМс5-10-2 | 1150 | 335 | 2,5 | 0,2 | 0,05 | 0,009 |
БрОХМс5-10-4 | 1150 | 320 | 1,5 | 0,16 | 0,04 | 0,007 |
БрОХМсГр5-10-1-1 | 1150 | 320 | 2,5 | 0,2 | 0,05 | 0,01 |
БрОХМсГр5-10-2-2 | 1150 | 310 | 1,5 | 0,15 | 0,05 | 0,008 |
Эти подшипники могут работать в узлах трения при повышенных температурах. (~100 °С) и значительных скоростях скольжения (до 30 м/с) в условиях агрессивных сред и высоких давлений. Хромооловянистые и хромоникелеоловянистые бронзы целесообразно применять для изготовления деталей, работающих в узлах трения без жидкостной смазки при средних и тяжелых условиях эксплуатации, а также в изделиях общего машиностроения, работающих в обычных условиях, с целью повышения их ресурса работы.
Антифрикционные материалы на основе углерода
Антифрикционные материалы на основе углерода подразделяют:
- углеродные,
- углеродные на эпоксиднокремнийорганическом связующем,
- графитофторопластовые и силицированные графиты.
Углеродные
Углеродные антифрикционные материалы могут быть обожженные и графитизированные. Основным исходным сырьём для их производства являются нефтяной кокс и каменноугольный пек. Технология заключается в связывании отдельных частиц кокса пеком в монолитное твердое тело, для чего порошки кокса смешивают с пеком и прессуют. Спрессованные заготовки подвергают обжигу в газовых печах при температуре до 1100 °С в засыпке из углеродистых материалов. В зависимости от габаритов и качества деталей продолжительность обжига может составлять от нескольких суток до нескольких десятков суток. В процессе обжига происходит карбонизация пека, в результате чего образующийся углерод откладывается на контактных участках, связывая частицы пека.
Последующий нагрев обожженных заготовок путем пропускания электрического тока через заготовки до температуры 3000 °С в течение сотен часов приводит к превращению углерода в графит или процессу графитизации.
Обожженные антифрикционные материалы не подвергают графитизации.
Для уменьшения пористости и улучшения некоторых свойств в технологический процесс вводят операцию пропитки смолой, пеком или металлами.
При работе в одинаковых условиях различные обожженные материалы показывают различные результаты. Так, обожженные материалы (марка АО-1500 и АО-600) в режиме сухого трения по стали со скоростью скольжения 0,24 м/с и нагрузке 0,5 – 1,5 МПа за 100 ч. работы имеют величину износа 10 – 100 мкм, а обожженные материалы с металлической пропиткой (марка АО-1500-СО5) в этих же условиях имеют износ равный 10 – 30 мкм.
Графитизированные антифрикционные материалы имеют маркировку АГ-1500, АГ-1500-3, АГ-600 и АПГ. Эти материалы также пропитывают металлами и сплавами, что повышает их прочность и теплопроводность.
При аналогичных условиях работы, указанных для обожженных материалов, износ графитизированных материалов (марка АГ-1500 и АГ-600) составляет 10 – 50 мкм, а пропитанных металлами (марка АГ-1500-СО5 и АГ-600-СО5) – 10 – 40 мкм.
Изделия из обожженных и графитизированных материалов могут работать в различных средах (окислительных, восстановительных, нейтральных). Область применения обожженных материалов ограниченна из-за пониженной
теплопроводности, более низких предельных значений температур при работе в окислительных средах и повышенной хрупкости.
В последнее время разработаны антифрикционные материалы, сочетающие в себе свойства обожженных и графитизированных материалов. После дополнительной пропитки специальным спиртом или соединениями фосфора они могут работать в окислительной атмосфере до 600 °С.
Углеродные материалы на эпоксиднокремнийорганическом
Углеродные материалы на эпоксиднокремнийорганическом связующим представляют собой пластмассовые композиции на основе порошковых углеродных наполнителей и сухих смазок, связанных кремнийорганическими смолами повышенной теплостойкости. Характерными представителями материалов этого класса является АМС-1 (обожженный) и АМС-3 (графитизированный), некоторые свойства которых представлены в таблице 8.
Таблица 8 – Свойства материалов АМС-1 и АМС-3
Свойство | Материал | |
АМС-1 | АМС-3 | |
Твердость НВ, МПа | 400 | 350 |
Плотность, г/см3 | 1,74 – 1,80 | 1,78 – 1,80 |
Предел прочности на сжатие, МПа, при температуре, °С 20 200 |
160 – 200 |
80 – 110 |
Водопоглощение, % | 0,1 – 0,2 | 0,01 |
Материал АМС-1 применяют для уплотнений в узлах сухого трения при нормальной влажности газовой среды и в узлах жидкостного трения в сжиженных газах. Материал АМС-3 применяют для уплотнений при работе в воде.
Графитофторопластовые материалы
Графитофторопластовые материалы представляют собой композиции, получаемые на основе политетрафторэтилена (фторопласта-4), углеродных наполнителей и слоистых добавок, состоящих из естественного графита, нитрида бора и других. Наиболее распространенными материалами этого класса являются МВ-2А, АФГМ, АФГ-80ВС, некоторые свойства которых приведены в таблице 9.
Таблица 9 – Свойства графитофторопластовых материалов
Наименование | Материал | ||
МВ-2А | АФГМ | АФГ-80ВС | |
Плотность, г/см3 | 1,9 – 2,0 | 2,1 – 2,3 | 2,05 – 2,15 |
Твердость НВ, МПа | 85 – 140 | 67 – 143 | 60 – 95 |
Предел прочности на сжатие, МПа | 35 – 58 | 15 – 26 | 11 – 19 |
Водопоглощение, % | 0,0 – 0,1 | 0,0 – 0,2 | 0,0 – 0,05 |
Допустимая рабочая температура, °С | 250 | 180 | 200 |
Материал МВ-2А применяют для вкладышей радиальных и упорных подшипников скольжения, работающих в жидкостях.
Материал АФГМ и АФГ-80ВС применяют для колец компрессоров, сжимающих воздух, кислород, азот и углекислый газ. Материал АФГМ предназначен для сжатия сухих газов, а АФГ-80ВС – для сжатия влажных газов.
Силицированный графит
Силицированный графит, используемый в качестве антифрикционного материала, состоит из карбида кремния, графита, оксида кремния и свободного кремния. Известны две марки силицированного графита (СГ-Т и СГ-П), химический состав которых приведён в таблице 14, а основные характеристики – в таблице 10.
Таблица 10 – Химический состав силицированных графитов
Марка графита | Состав, % | ||
Карбид кремния | Углерод | Кремний + оксид кремния | |
СГ-Т | 55 – 70 | 33 – 5 | 12 – 25 |
СГ-П | 50 – 70 | 47 – 25 | 3 – 5 |
Эти материалы обладают высокой износостойкостью при работе в агрессивных средах. Они могут работать в соляной, серной, азотной и других кислотах, а также в других агрессивных жидкостях.
Силицированный графит может применяться только в паре трения с силицированным графитом или с графитами высокой прочности и твердости. Такие пары обеспечивают хорошую работоспособность уплотнения при давлении среды до 5 МПа, нагрузке до 2,5 МПа, скорости скольжения до 25 м/с и температуре до 250 °С.
Таблица 15 – Основные характеристики силицированных графитов
Свойства
Марка графита | Свойства | ||
Плотность, г/см3 | Предел прочности на сжатие, МПа | Предел прочности на растяжение, МПа | |
СГ-Т | 2,5 – 2,7 | 300 – 320 | 40 – 50 |
СГ-П | 2,4 – 2,6 | 420 – 450 | 60 – 70 |
При работе в особых условиях (абразивный износ, агрессивная среда, значительная температура) для узлов трения применяют тугоплавкие металлы и соединения. Так материал на основе карбида вольфрама обладает свойствами:
- твердость, HV – 9,5 – 18 ГПа;
- плотность – 11,5 – 15 г/см3;
- предел прочности на изгиб – 120 – 280 МПа.
Высокой твердостью, прочностью, устойчивостью к абразивному износу, термической стабильностью и инертностью к агрессивным средам обладают материалы на основе боридов титана, циркония, гафния, в которых содержится 70 – 88% боридов и 12 – 30% порошка этих металлов.