Транспортные артерии Римской империи


 
Транспортные артерии Римской империи

Римлян, с полным на то основанием, можно считать настоящими революционерами в области транспортных систем и коммуникаций. Античная поговорка «Все дороги ведут в Рим» наиболее ярко отражает этот факт.

Строительство передовых для своего времени путей сообщения и транспортных артерий представляет собой характерную черту римского государства на всём протяжении его существования. Ещё в 450 г. до н. э., когда Римская республика представляла собой лишь небольшое государство на территории Апеннинского полуострова, «Законом 12 таблиц» был установлен стандарт на ширину дорожной колеи, который затем неукоснительно соблюдался.

Устройство (а) и ход сооружения (б) римской дороги

Первая римская мощёная дорога (350 км) была построена Клавдием Аппием между Римом и Капуей в312 г. до н. э., в конце III в. общая длина сети подобных дорог составляла более 80 тыс. км. Вдоль важных дорог ставили мильные камни – каменные столбы высотой от полутора до четырех метров, на которых выбивали название дороги и расстояние до ближайшего населённого пункта.Главным достоинством римской дороги была её многослойная конструкция. В нижний слой, фундамент (statumen), укладывали большие необработанные камни. Выше насыпали щебень или гравий, а ещё выше – слой песка или земли. Вблизи городов дороги мостили плоским булыжником. На некоторых мощёных дорогах в булыжном покрытии выбивали колею для колесниц. Конструкция дорог была столь удачной, что они прослужили не меньше тысячи лет, а некоторые служат и до сих пор.

Дорожная сеть включала многочисленные каменные мосты, имевшие сплошные своды и мощные опоры, ширина которых достигала половины пролёта. Впоследствии опыт строительства подобных сооружений позволил римским инженерам создать разветвлённую сеть водопроводов. Она предоставляла жителям Империи привычные бытовые удобства практически в любой точке Pax Romana (Римского мира): от военного форта у Вала Адриана в далёкой Британии (на границе «цивилизованного мира») до не менее далёких провинций Иудеи и Сирии на другом конце Империи.

Общая протяжённость римских водопроводов превышала 500 км, 55 из которых проходили по аркам акведуков (30 акведуков сохранилось до нашего времени). С Секстом Юлием Фронтином, мнение которого о римском водопроводе приведено выше в качестве эпиграфа, были солидарны многие римские историки, например, Плиний Старший (23/24–79 гг. н. э.) писал: «Если кто оценит потщательнее обилие вод в общественных местах, банях, водоёмах, каналах, домах, садах, загородных виллах, расстояния подачи воды, воздвигнутые арки, прорытые горы, выровненные долины, то признает, что во всем мире не было ничего более поразительного».

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ