Многокомпонентные сплавы


 
Многокомпонентные сплавы

Среди мастеров по обработке металлов существовала специализация: одни были связаны с обработкой золота и серебра, другие – меди. Золотых и серебряных дел ювелиры назывались «teucuitlahua» (тот, кто владеет истинным получением металла) или «teucuitlapitzqui» (тот, кто делает плавку).

Мастера, работавшие с медью, назывались «tepuztecac» (тот, кто распоряжается медью) или «tepuzpitzqui» (тот, кто плавит медь).

Ацтекские мастера умели производить широкую гамму различных сплавов, в частности бронзовых, добавляя к меди олово или мышьяк. При этом иногда доля олова или мышьяка достигала 23 % масс. Столь значительные добавки вводились для того, чтобы сплав становился блестящим, как золото или серебро. Сложные многокомпонентные сплавы меди с золотом, серебром и оловом применялись при изготовлении топоров, сверл, долот (зубил). Добавки к серебру были незначительными и точно дозированными, поскольку индейские мастера знали, что чисто серебряная вещь будет хрупкой.

В средневековых испанских источниках упоминаются самые разные предметы из благородных металлов: фигурки богов, серебряная посуда, золотые цепочки и диадемы с украшениями из камней. Описываются украшения на обуви, золотые и серебряные жезлы и браслеты с прикреплёнными к ним бубенчиками, сосуды для напитков с украшениями в виде фигурок животных, жаровни для воскурений из золота и серебра, разнообразные воинские знаки отличия и пр.

Золотые изделия культур доколумбовой Америки:
а – часть золотой кирасы, культура муисков (Музей золота (Мусео-дель-Оро), Богота, Колумбия);
б – шлем, изделие цивилизации Кимбайя (Британский музей, Лондон, Великобритания);
в – браслет, культура Наска (Национальный археологическиймузей «Брунинг», Ламбайеке, Лима, Перу);
г – ритуальный сосуд в виде мужской головы, культура Чиму (Национальный археологический музей «Брунинг»

Ацтеки использовали технику золочения, паяния, филиграни, полирования, чеканки. В последнем случае на чистую отполированную поверхность изделия наносили контур рисунка, по которому затем чеканили с помощью кремнёвого острия. Мастера умели покрывать отдельные детали тех или иных предметов тонкой металлической фольгой.

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

Оставь комментарий