Типографский сплав – гарт


 

Какой же металл или сплав использовал Иоганн Гуттенберг для отливки литер? Многие исследователи полагают, что это был сплав, состоявший из 70 % масс. свинца, 25 % масс. олова и 5 % масс. сурьмы (примерно такой же состав имеет современный типографский сплав – гарт (от нем. Hartblei – твёрдый свинец)). Однако, скорее всего, Гуттенберг отливал шрифт из чистого олова.

Словолитня. Гравюра Йоста Аммана

Самое раннее известное нам упоминание о типографском металле относится к 1474 г. В одной из книг Иоганна Цайнера – типографа, работавшего в городе Ульме, – сказано, что она отпечатана с помощью stagnis characteribus, т.е. оловянных литер. В описи 1499 г. севильской типографии Мейнгарда Унгута упомянуто «150 фунтов олова для литья литер». На московском Печатном дворе шрифт отливали из чистого олова вплоть до XVII в.

Старейшие типографские литеры, сохранившиеся до наших дней, были найдены в 1878 г. в Сьоне (Франция). Они были отлиты около 1479 г., а сейчас хранятся в Парижской Национальной библиотеке. Однако химический анализ литер не проводился.

Первое техническое описание процесса отливки литер, а также сведения о составе типографского сплава имеются в труде итальянского инженера Ванноччо Бирингуччо «Пиротехния», изданном в 1540 г. в Венеции. О процессе тиснения матриц Бирингуччо пишет: «Буквы выдавливаются в куске меди с помощью стального штампа». Словолитную форму он описывает следующими словами: «Точно обработанный словолитный инструмент изготовляют из бронзы или из латуни. Он состоит из двух частей, подогнанных друг к другу таким образом, чтобы получить нужную высоту и ширину шрифта. Внутри форма сделана таким образом, чтобы в неё можно было вставлять матрицу». Бирингуччо сообщает и о составе типографского сплава: «3/4 высококачественного олова, 1/8 свинца и 1/8 сурьмы». В стихотворении Ганса Сакса, датированного 1580 г., речь идет о типографском сплаве, включавшем олово, свинец и висмут.

Расплавленная сурьма (а также висмут и галлий), в отличие от других металлов, при затвердевании увеличивает свой объём. Поэтому при отливке шрифта типографский сплав, содержащий сурьму, застывая в литейной матрице, расширяется, благодаря чему плотно ее заполняет, и, следовательно, очень точно воспроизводит зеркальное изображение буквы, цифры или какого-либо иного знака, который затем, при печати, должен быть перенесён на бумагу. Помимо этого, сурьма придаёт типографскому сплаву твёрдость и износостойкость – весьма важные свойства, если учесть, что каждая литера выполняет свои функции десятки тысяч раз.

Пуансоны и матрицы, словолитная форма и состав типографского сплава, конструктивные и технологические приёмы создания которых были найдены в XV в., в течение многих десятилетий принципиально не изменялись. Они служили человечеству не менее 400 лет – до тех пор, пока в середине XIX в. в практику полиграфического производства не вошли шрифтолитейные машины.

 

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ