Типографская краска


 
Типографская краска

Состав краски стал одним из компонентов изобретения Иоганна Гуттенберга. Он не мог применять краску, которая использовалась при печатании гравюр – на металлическую поверхность краска ложилась не так, как на деревянную.

Первые печатники делали краску из сажи, смешивая её с льняным маслом – олифой. Важную роль играли всевозможные добавки. Об этом стало известно сравнительно недавно – в 1980-х гг. – в результате исследований, проведённых междисциплинарной исследовательской группой Калифорнийского университета в Дэвисе (США). В 1982–1986 гг. комплексно изучались старопечатные издания, вышедшие в Майнце и Бамберге. Среди них была и 42-строчная Библия.

Конструкция ручного типографского стана, разработанная Иоганном Гуттенбергом, была весьма рациональна и практична. Поэтому она без принципиальных изменений служила человечеству достаточно долго – почти 400 лет. Надо сказать, что издания Иоганна Гуттенберга и прежде всего 42-строчная Библия поражают сегодня иссиня-черными, немного поблёскивающими текстовыми полосами, которые кажутся отпечатанными лишь вчера.

Ручной типографский станок. Гравюра из книги Vittorio Zonca «Novo teatro di machine». 1607 г.

 

Среди присадок к основным составляющим типографской краски Иоганна Гуттенберга были обнаружены медь, сера и свинец. Металлические компоненты весьма характерны именно для материала, который использовался изобретателем книгопечатания.

Нанесение краски на наборную форму с подготовленным текстом

В каком виде и каким образом эти компоненты добавлялись в краску и делалось ли это сознательно, пока остаётся тайной. Но, по мнению исследователей Калифорнийского университета, именно свинец стал причиной непривычного блеска текстовых полос изданий Гуттенберга.

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ