Ковка на шаблоне, закалка и отпуск


 
Ковка на шаблоне, закалка и отпуск

Выковать вручную большую и прочную доспешную пластину было нелегко, это искусство было освоено только к XIV в.

Поэтому мастера делали дифференцированное бронирование: в местах, куда не мог попасть сильный удар, толщина пластины могла быть меньше миллиметра, а, скажем, на срединном ребре грудной кирасы могла доходить до 8 мм и более. Нагрудник был толще спинной части кирасы, а его средняя часть толще, чем боковые; передняя часть шлема, защищавшая темя, была толще, чем часть, прикрывающая затылок. Для выполнения черновой ковки широко использовался молот с приводом от водяного колеса. После того как пластины в целом были выкованы, им придавалась нужная форма вручную. Мастер указывал точку, куда бил тяжелым молотом подмастерье. На протяжении столетий именно так передавалось кузнечное мастерство.

Средневековые оружейники: а – «Венера и Вулкан» (XIII в., Королевская библиотека, Берлин);
б – «Оружейники за работой», XV в. (Британский музей)

Многие детали (и со временем их становилось все больше) вырезались из откованной пластины по лекалам, а затем ковались на шаблоне (форме). Шаблоны представляли собой наборы небольших наковален различной формы. Затем части доспеха подравнивали с помощью режущих машин. Для придания пластине основной грубой формы применяли холодную ковку, хотя в процессе ковки пластину несколько раз отжигали для снятия внутренних напряжений и смягчения. Некоторые детали, например загнутые или завёрнутые края, можно было изготовить только путем горячей ковки.

Ковка железной пластины в средневековой мастерской
(слева – кузнечный горн для нагрева металла перед ковкой)

Важным этапом изготовления доспеха была его термическая обработка – закалка и отпуск. Состав закалочных сред и режим термообработки были едва ли не самыми главными секретами средневековых цехов и семей оружейников, которые, совершенствуясь, передавались из поколения в поколение. Так, самая лучшая технология закаливания, согласно металлографическим исследованиям, была у знаменитой семьи оружейников Зойзенхоферов. В то же время анализы образцов доспехов, на которых стояло клеймо семьи Трейтц, показали, что эти доспехи были, не всегда изготовлено из грамотно термообработанной стали. Только во втором поколении этих доспешников третья часть произведённой ими стали была качественно закалена и отпущена.

Однотипные доспехи (кирасы и т.п.) для солдат делались из дешёвого металла. Качество их закалки было невысоким, кроме того, в них зачастую содержалось большое количество фосфора, а иногда и серы. Вероятно, содержание фосфора было обусловлено его переходом в металл из руды, и для качественных доспехов знати такой металл не использовался. Наличие серы, кроме того, можно объяснить применением при ковке в кузнечном горне каменного угля вместо древесного.

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

Оставь комментарий