Явление моды


 

Формат лат непрерывно совершенствовался и усложнялся. Возникает необходимость сделать их удобными в движении и уменьшить массу.

Теперь от рыцаря требуется не только физическая сила и выносливость, но и большая ловкость, которая достигается специальными упражнениями и вырабатывает у человека новую манеру держать себя и своеобразную походку. Ловкость становится одним из главных внешних достоинств феодала, и длинные одежды предыдущего периода, в значительной степени скрывающие фигуру, отвергаются. Длинная одежда сохраняется только как торжественное одеяние и сословная принадлежность духовенства, учёных, медиков, судей, членов городского магистрата.

Светский доспех:
а – резная деревянная статуя св. Георгия работы Жака де Берзе, 1390 г., Бургундия, музей изящных искусств в Дижоне;
б – полный доспех с бригандиной, Италия, 1400 г., Метрополитен, Нью-Йорк;
в – доспехи эрцгерцога Зигмунда Тирольского работы Лоренца Хельмшмида из Аугсбурга. Около 1480 г. Венский музей оружия

Широкое длинное сюрко заменяется котарди (cotardie) – узкой полуприлегающей верхней одеждой с застёжками по центру переда, а в середине XIV в. – жакетом. Под жакет надевают короткий жак (jaque) или пурпуэн (pourpoint). Обе эти одежды были непосредственно перенесены из рыцарских доспехов, где их надевали под латы. Прилегающая форма пурпуэна, жака и жакета достигалась с помощью выточек, которые ещё не были распространены в XII столетии. В результате к концу XIV в. окончательно сформировался сословный костюм, порождённый условиями жизни в феодальном обществе средневековья. Центральное место в сложившейся системе сословных одежд занимал облегчённый доспех для повседневного ношения. Он постепенно развился из бригандины и получил название светского доспеха (рис. 24). В XIV в. европейский костюм приобрёл столько видов покроя, что, в сущности, до настоящего времени не появилось ничего принципиально нового. Именно в этот период и возникает мода – новое социальное явление, главными чертами которого становятся увлечение новой идеей (новинкой), ажиотажное стремление к подражанию, частая смена форм костюма.

Основные периоды средневековой европейской моды

Период Силуэт костюма Крой костюма Ткани

IX–XII вв.

Трапеция: в плечах

узкий, книзу расширенный

Грубая некроеная

одежда

Лён, шерсть, мех,

кожа, шелк

XIII–XV вв.

Вытянутые

готические пропорции

Прекрасно сшитая

по всем законам

портного искусства одежда

Лён, шерсть, шелк,

парча, бархат

XV в.

Бургундская мода:

вычурность, изысканность линий и удлинённость пропорций

Шёлк, парча, тафта,

бархат, шерсть,

шарлах, эластичное

сукно

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

Оставь комментарий