Декоративная обработка доспехов


( Голосов: 1 ) 
Декоративная обработка доспехов

На исходе средневековья происходит настоящая революция в технике декоративной обработки стальных доспехов. Использовавшиеся в то время способы их украшения были чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Наиболее часто при отделке доспехов применяли чеканку, гравировку, таушировку, позолоту, чернение и оксидирование.

К наиболее простым, механическим, видам декоративной обработки металла относятся чеканка и гравировка. Чеканкой (выколоткой) называют создание рельефного рисунка на металлической пластине (жести) с помощью различных молотков и чеканов. Это весьма сложный и трудоёмкий процесс, когда дело касается именно железа, потому что заготовку приходится обрабатывать в нагретом состоянии. Работа всегда начинается с обратной стороны выколоткой общей пластической формы.Нагретый металлический лист чеканщик выкладывает на кусок свинца. Затем краской наносится рисунок, после чего с помощью молотка и чеканов, представляющих собой стальные стержни с окончаниями различной формы (круглой, треугольной, квадратной и проч.), выбивается рельефный узор. При этом изображения на лицевой стороне получаются выпуклыми. В целях окончательной отделки лицевая сторона подправляется резцом, долотом и особо тонкими чеканами. При гравировке на поверхность доспеха наносили рисунок или рельеф с помощью штихелей. С конца XV в., когда металл защитного вооружения стали обрабатывать травлением, эти две операции часто совмещали для облегчения и ускорения работы.

Способ травления заключался в том, что на поверхность стали наносилась в нагретом состоянии паста, основными ингредиентами которой были воск, битум и древесная смола; потом палочкой из дерева, кости или стали либо иглой дикобраза выполнялся рисунок, переведённый с кальки в слабых линиях, причём слой воска процарапывался до металла. После этого вокруг рисунка делали утолщённую рамку из воска и в получившуюся ванночку наливали травитель. Травитель представлял собой смесь уксусной и азотной или серной кислоты и спирта. За небольшое время кислая среда разъедала железо, оставляя в нём небольшие углубления, которые затем подправляли тонким резцом. Требовался большой опыт для своевременного удаления кислотной смеси, чтобы она не слишком глубоко разъела железо или чтобы рисунок не получился слишком слабым.Узор мог быть углублённым или выпуклым, часто заполнялся чернью. Этим способом обычно наносили окантовки, полосы и эмблемы.

Ещё одним способом механической декоративной обработки была таушировка (нем. Taushieren, от итал. tausia, от араб. таушия – украшение, расцветка). Таушировка, или врезная инкрустация, представляет собой род техники насечки и заключается в зачеканивании проволоки, полосок или фрагментов из мягкого металла (меди, латуни, золота и серебра) в канавки или гнёзда на поверхности доспеха. Часто эта техника комбинировалась с воронением, при этом, прежде чем воронить металл, мастер делал на его поверхности мелкие насечки в виде сетки. После воронения он снова нагревал изделие и накладывал на его поверхность тонкие золотые пластинки и проволоку, осторожно набивая их молотком на насечённую поверхность. После охлаждения золото прочно соединялось со сталью и насечки полировали до уровня основы или оставляли выпуклый рисунок. Известен другой способ таушировки – вбивной. Проволоку и пластинки из золота или другого цветного металла в этом случае вставляли в углубления, вырезанные на поверхности изделия в соответствии с наносимым рисунком. Созданный таким образом узор также в одних случаях выравнивали с поверхностью изделия, в других – оставляли рельефным.

Сам же способ воронения представляет собой разновидность оксидирования – нагрева металла в муфельных печах, в раскалённом древесном угле, при котором на его поверхности образуется тонка оксидная плёнка, которая, в зависимости от толщины, имеет различные оттенки. Оттенок оксидирования определяется степенью и режимом нагрева. Помимо оксидирования в чёрный цвет (воронение – наиболее часто используемый способ оксидирования) использовались и зеленые, красноватые, коричневые, синие оттенки. Также металл мог быть фиолетовым или серым.

Одним из наиболее употребляемых способов в отделке доспехов было чернение (ниеллирование,или ниелло (ит. niello, вероятно, от лат. nigellus – черноватый)). Под чернением понимают рисунок, выгравированный на стали или другом металле и заполненный тёмной массой особого сплава металлов – чернью. Чернь состоит из смеси серебра, меди и свинца в пропорции 1:2:3 с добавлением буры. После нанесения на подготовленный металл смесь нагревалась, и после остывания получался тёмно-серый рисунок на светлом фоне, который выглядит очень впечатляюще и благородно.

Позолота на все виды вооружения наносилась способом «огневого золочения». Для его осуществления мастер готовил ртутную амальгаму – растёртое в порошок золото с восемью частями ртути. Затем наносил её на выступающие детали орнамента и нагревал изделие. После испарения ртути на поверхности оставался очень тонкий равномерный слой позолоты. Ядовитые пары ртути делали жизнь позолотчика грязной и ужасно короткой, при этом человек, работавший с золотом, получал меньше всех.

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ