Колесо Полхема


( Голосов: 1 ) 
Колесо Полхема

Основной силой, применяемой издревле для откачки воды из шахт, была либо человеческая, либо лошадиная (включая рудник Рио Тинто, схема дренажа которого приведена в начале этого очерка).

Для решения этой проблемы Полхем применил так называемое колесо Полхема (швед. Polhemshjulet). По сути это было обычное водяное колесо – основная суть нововведения заключалась в конструкции привода.

Внешний вид и принцип действия «Колёса Полхема»

Поскольку рудники располагались, как правило, на значительном удалении от источников энергии – рек и ручьёв – то, в первую очередь, требовалось как-то соединить насосы с колёсами. Решение Полхема было очевидным, но непростым в реализации: вращающееся колесо поворачивало соединённый с ним кривошип, который сообщал движение рычагам-коромыслам. Каждый рычаг вырезался из целого соснового ствола, длина каждой секции составляла до 15 м. Соединённые с колесом рычаги тянулись на многие километры к шахтам, медленно двигаясь взад и вперед, приводя в действие насос, откачивающий воду из шахт. Мощность колеса Полхема составляла 30 л. с. Оно откачивало 250 тыс. л воды в сутки.

Система рычагов Полхема дала возможность осуществлять привод механизмов на расстоянии до 5 км. Эти деревянные балки, двигавшиеся взад-вперед, в Швеции XVII в. составляли столь же привычный элемент пейзажа, как в наши дни линии электропередач.

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ