Гений, ангел и посредник


 

Когда Карронский завод пришёл в цветущее состояние, Робак принялся за развитие дела, в первую очередь стремясь снизить затраты на сырьё.

С этой целью он взял в аренду у герцога Гамильтона земли, где организовал добычу угля и попутно соли, а сам с семейством поселился в герцогском замке Киннель на живописном берегу Фортского залива. Для эффективной добычи угля Робаку понадобилась паровая машина для откачки воды, более мощная, чем машина Ньюкомена. Эту проблему он стал решать способом, каким обычно пользовался – с помощью передовых достижений науки и инженерной мысли.

Инициатором знакомства механика и предпринимателя выступил доктор Блэк (Joseph Black), также представлявший собой личность незаурядную. Блэк был знаменитым учёным-химиком, получившим должность профессора медицины и лектора по химии в Университете Глазго в возрасте 28 лет. Он открыл теплоту плавления и парообразования, обнаружил различие между количеством теплоты и её температурой, ввёл понятия скрытой теплоты и теплоёмкости. Именно Блэк, открыв углекислый газ, доказал, что воздух представляет собой смесь газов, а не единую субстанцию, как предполагалось до этого.

Блэк и Уатт были знакомы много лет. Уатт, как уже говорилось выше, был человеком болезненным, страдал головными болями, а, кроме того, легко впадал в депрессию. В отчаянии от нехватки средств он неоднократно хотел бросить своё предприятие. Его близкие друзья, в и первую очередь Джозеф Блэк, всячески пытались ему помочь и свести с человеком, способным обеспечить финансовую сторону предприятия. В этом смысле Джон Робак, ценящий научный подход, склонный к великим предприятиям и, кроме того, имеющий репутацию успешного практического деятеля, подходил как нельзя лучше. Расчёт полностью оправдался. Робак пригласил Уатта в Киннель и обещал ему всяческое содействие, в том числе предоставить мастеров своего завода, более искусных, чем те, с которыми имел дело Уатт. Более того, ещё до прибытия Уатта Робек приступил к отливке чугунных цилиндров, необходимых для машины.

Уатт прибыль в Киннель в мае 1768 г. Робак настолько заинтересовался его разработкой, что предложил не ограничиваться постройкой машин для его шахт, а организовать товарищество для массовой постройки машин новой конструкции. Для Уатта это предложение было сродни небесной манне – для развития своего изобретения он занял значительные суммы у Блэка и этот долг очень тяготил его.

Деталь цилиндра паровой машины Уатта, отлитого в Карроне

Робак перевёл на себя долг Блэку в 1200 фунтов стерлингов и изыскал средства на то, чтобы взять патент и закончить опытный образец паровой машины. Патент Уатт получил в 1769 г. В заявке на патент он определил своё изобретение как «новый метод уменьшения расхода пара, а, следовательно, и топлива в огненных машинах». В том же году он закончил небольшую модель машины.

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

MetalSpace

Опубликовано MetalSpace

Адрес электронной почты: info@metalspace.ru
Предлагаем сотрудничество
  • Опубликуй свои произведения в электронной форме.
  • Размести научную статью или пресс-релизы на страницах нашего портала.