«Морской» металл


 

Сименс-мартеновский металл находил применение в самых различных областях – и там, где раньше использовалась качественная и дорогая тигельная сталь, и там, где применялось мягкое железо. В конце XIXвека процесс в регенеративных печах считался наиболее приспособленным для производства крупных стальных отливок.

Поскольку длительность плавки была достаточно большой (существенно дольше продувки в конверторе), можно было точно регулировать состав и свойства получаемого металла. Благодаря этому настоящее признание сименс-мартеновская сталь нашла в кораблестроении.

Первые стальные морские суда были построены в Великобритании в 1862-64 гг. Это были колёсный быстроходный корабль «Банши» (Banshee), винтовой пароход «Энни» (Annie), парусники «Формбэй» (Formbay) и «Алтея» (Althea). Суда были довольно дорогими из-за того, что сталь выплавлялась в тиглях.

Уильяму Сименсу удалось убедить руководство Адмиралтейства, что технология получения литой стали позволяет производить металл необходимого качества. В 1876 г. по заказу Адмиралтейства компания Landore Steel провела тестовые испытания. Из литой стали был получен сляб, прокатанный затем в трёхдюймовую броневую плиту. Результаты теста настолько удовлетворили Адмиралтейство, что Landore Steel сразу же получила заказ на производство стального листа для судов «Ирида» (Iris) и «Меркурий» (Mercury), которые в итоге полностью, за исключением заклёпок, были сделаны из стали Сименса. После этого Адмиралтейство приняло решение закупать стальной лист только у Landore Steel. В скором времени вся обшивка и котлы броненосцев на адмиралтейских верфях производилась из стали Сименса.

В марте 1881 г. в Клайде был спущен на воду один из крупнейших на тот момент стальных кораблей – «Сервия» (Servia). Этот океанский лайнер стал первым судном из стали, совершившим трансатлантический рейс в Нью-Йорк. Он считался одним из лучших на тот момент образцов кораблестроения. Согласно указаниям Адмиралтейства, конструкция судна предусматривала возможность участия в боевых действиях.

a. «Сервия» – первый стальной трансатлантический лайнер
b.Спуск парохода «Оушеник» на воду
c.Строительство Great Eastern на страницах британской прессы

Двигатели и котлы «Сервии» были окружены водонепроницаемыми отсеками, которые заполнялись трёхметровым слоем угля. Такая схема позволяла сохранить ход даже при прямом попадании в эту часть корабля, поскольку экспериментально было установлено, что угольная масса эффективно задерживает снаряд и предотвращает разлёт осколков. По длине судно было разделено на 9 частей водонепроницаемыми перегородками, которые перекрывались в случае опасности и обеспечивали плавучесть судна. Изнутри лайнер был отделан сосной и тиком. Запас угля позволял «Сервии» находиться в непрерывном плавании до трёх месяцев, двигатель обеспечивал скорость 20,5 английских миль в час. Судно регулярно курсировало между Великобританией и США до 1902 г., когда было утилизировано в Нью-Йорке.

Опыт использования первых стальных судов показал, что они безопаснее в эксплуатации, чем железные. После осмотра повреждённых, но оставшихся на плаву кораблей «G.M.B.» и «Ротоманаха» специалисты единодушно признали, что железные суда при тех же обстоятельствах неминуемо пошли бы ко дну. Этот факт существенно снижал потери судовладельцев в случае возможных катастроф. Кроме того, стальные корабли были дешевле в производстве из-за снижения расхода металла (стальной лист можно было делать тоньше железного примерно на 20 % при сохранении прочности).

В 1880-х гг. началось строительство по-настоящему крупных стальных кораблей. Использование стали для судостроения в этот период росло с беспрецедентной быстротой. Если в 1879 г. для постройки судов было израсходовано около 20 тыс. т стали, то уже в 1883 г. корабелы использовали более 260 тыс. т.

В 1899 г. в Великобритании был спущен на воду стальной двухвинтовой двухтрубный трансатлантический лайнер «Оушеник» (Oceanic) длиной 214,7 м и водоизмещением 28,5 тыс. т. Этот корабль превзошёл размерами знаменитое творение Изамбарда Брюнеля – железный «Грейт Истерн» (Great Eastern).

Окончательно морское господство стали было закреплено на заре XXв. «большой четвёркой» – английскими «Селтиком» (Celtic) (1901 г.), «Балтиком» (Baltic) (1904 г.) и «Лузитанией» (Lusitania) (1907 г.) и немецким «Кайзерина Аугуста Виктория» (Kaiserin Auguste Viktoria) (1906 г.).

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

MetalSpace

Опубликовано MetalSpace

Адрес электронной почты: info@metalspace.ru
Предлагаем сотрудничество
  • Опубликуй свои произведения в электронной форме.
  • Размести научную статью или пресс-релизы на страницах нашего портала.

Оставь комментарий