Развитие автомобильной отрасли


( Голосов: 1 ) 
Развитие автомобильной отрасли

Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития страны.

Ситуацию в российской автомобильной промышленности в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную. С одной стороны, происходил бурный рост рынка, вызванный, в том числе, ростом покупательской способности населения, развитием потребительского кредитования и укреплением национальной валюты. С другой стороны, постоянно сокращалась доля отечественных производителей на автомобильном рынке при одновременном усилении конкуренции внутри ценовых сегментов.

Итоги продаж легковых автомобилей

По итогам продаж за первое полугодие 2012 года, рынок продолжает расти, но замедляющимися темпами. В первом полугодии 2012 года продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 15% в количественном выражении и на 26% в денежном по сравнению с первым полугодием 2011 года. Значительный прирост продаж показали иномарки российского производства, которые в настоящее время занимают 45% рынка (в 1 полугодии 2011 года – 38%).

Таблица 1. Итоги продаж первого полугодия 2012 года*

 Итоги продаж первого полугодия 2012 года

Поквартальные продажи автомобилей в России

Рисунок 1 – Поквартальные продажи автомобилей в России с 3 кв. 2008 г. по 2 кв. 2012 г., тыс. штук

В соответствии с продажами автомобилей в России с 2008 года по 2012 год, можно судить, что авторынок восстановился и достиг более 700 тыс. штук автомобилей в год( 11 % рост). Но нельзя судить, что данный рост продлится либо улучшить в соответствии с ситуацией на нефтяном рынке.

Рынок продажи автомобилей в сравнении с ценами на нефть

Рисунок 2 –> Рынок продажи автомобилей в сравнении с ценами на нефть

По мнению эксперта компании "Эрнст энд Янг" Сергея Капьева, замедление роста российского рынка связано и с прекращением действия программ утилизации и субсидирования процентных ставок по кредитам на автомобили. Напомним, что программы завершились в июне и декабре 2011 года соответственно. "В дальнейшем на рост рынка будут влиять такие факторы, как ожидания относительно макроэкономической ситуации, которая, в свою очередь, будет оказывать влияние на стоимость и доступность автокредитов", - прогнозирует эксперт.

Еще одна причина торможения, по мнению Алексея Терещенко, директора отделения стратегического развития международного автомобильного холдинга "Атлант-М", - возможное приближение рынка к пределу своего насыщения. "И этот предел ниже, чем ожидал, например, минпромторг. Особенно проявляется замедление спроса в мегаполисах - Москве и Санкт-Петербурге, где уровень автомобилизации очень высок. Вероятно, факторы пробок и ограничений для автомобилистов наконец перешли в количественное выражение", - подчеркнул он.

Соотношение отечественных и импортных автомобилей меняется не в нашу пользу. Российский автопром, по наблюдениям Андрея Топтуна, снизил долю на "домашнем" рынке по итогам 9 месяцев 2012 г. на 9% в количественном выражении, до 20,8%. "Российские производители ушли в минус из-за Автоваза, для которого текущий год был запланировано отрицательным, - поясняет эксперт. - Об этом говорили представители завода еще в прошлом году. Этому способствовали следующие факторы: окончание программы утилизации, по которой у автозавода была значительная доля продаж, и обновление модельного ряда". Рост импорта на нашем рынке прогнозируется и в дальнейшем. По мнению гендиректора НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) Максима Нагайцева, России в ближайшие годы следует ожидать наплыва китайских автомобилей: "У них в планах на 13-ю пятилетку стоит цель, что к 2020 году каждый второй автомобиль, произведенный в Китае, должен быть продан за рубежом. Учитывая, что Россия становится ведущим европейским рынком, мы явно будем в списке атакуемых". По его словам, сейчас в Китае ежегодно производится около 20 млн автомобилей, и доля их экспорта не превышает 3%. В 2012 году поставки китайских автомобилей в Россию уже вдвое превысили прошлогодние показатели и составили более 100 тысяч машин.

Развитие авторынка в прошлом, перспективы развития в будущем

В течение последних 10 лет автомобильная отрасль России развивалась быстрыми темпами, а если учитывать и решать имеющиеся проблемы, то и в будущем она может продолжать свое развитие. Приход иностранных автопроизводителей, введение требований по локализации и государственные меры поддержки отечественного автопрома способствовали развитию автомобильной отрасли России. Годовое производство автомобилей увеличилось на 70% с 2002 по 2011 год (около 1 млн. в 2002 году – 1,7 млн. в 2011 году). Наряду с производством рос и объем автопарка. С 2002 года по 2011 год он увеличился на 58%.

Динамика роста автопарка в РФ

Рисунок 3 – Динамика роста автопарка в РФ 

По расчетам статистических компаний , через 10 лет ежегодные продажи легковых автомобилей в России могут превысить 3,5 млн. штук в год.  ожидается, что в течение следующих 10 лет совокупное количество проданных новых легковых автомобилей в России будет равно текущему количеству легковых автомобилей на дорогах страны.

 По мере того, как новые автомобили будут обретать своих владельцев, возникнет необходимость в утилизации старых автомобилей, выходящих из эксплуатации.

Решение вопросов утилизации автомобилей должно стать одной из первостепенных задач российского автопрома в самом ближайшем будущем.

Прогноз продаж легковых автомобилей в России

Рисунок 4 – Прогноз продаж легковых автомобилей в России

Средний возраст автомобиля в России равен 12 годам, и 33% автомобилей в стране старше 15 лет. В Германии эти показатели значительно ниже – 8,5 года и 13%, соответственно.

При условии, что российский авторынок достигнет среднеевропейского уровня ежегодно утилизируемых автомобилей в 6% автопарка, равного 35 млн шт., ежегодно в России необходимо будет утилизировать 2 млн. автомобилей, или около 20 млн. в течение десяти лет.

Кроме того, в течение следующих десяти лет потребуют утилизации и те 10 млн автомобилей, возраст которых больше 15 лет.

Возрастная структура автопарка России

Рисунок 5 – Возрастная структура автопарка России

На сегодняшний день в России отсутствуют достоверные данные по количеству утилизируемых автомобилей, равно как отсутствует и специальный орган, который вел бы подобную статистику. Также в России пока не принят закон об утилизации. В Европе и Японии же существует жесткое государственное регулирование отношений между всеми участниками процесса утилизации. 

Финансирование инфраструктуры

Для эффективной организации утилизации выбывших из эксплуатацииавтомобилей необходимо развитая инфраструктура, включающая в себя:

  • пункты приема отслуживших автомобилей;
  • предприятия по разборке и монтажу вышедших из эксплуатации авто;
  • шредерные заводы.

Россия пока уступает крупнейшим рынкам мира с точки зрения наличия и развитости инфраструктуры.

К сожалению отсутствует достаточное количества информации, чтобы сделать вывод о среднихзатратах на строительство необходимой утилизационной инфраструктуры,однако мы можем использовать в качестве примера опыт Турции.В 2011 году в Турции был открыт шредерный завод ( Источник: Hürriyet Daily News), способный утилизировать100 000 автомобилей в год. Инвестиции в строительство завода составили $20млн.При условии того, что в России в течение следующих десяти лет из эксплуатацииежегодно будут выбывать около 3 млн легковых автомобилей, странепотребуется 30 таких заводов, как в Турции, чтобы утилизировать это количествоавтомобилей.Даже если предположить, что стоимость строительства шредерного завода в России в силу обширных территорий будет в 3 раза выше, чем в Турции, ипотребуются дополнительные инвестиции в строительство сопутствующейинфраструктуры, мы получим сумму в 2 млрд. долл., представляющую собойгрубую оценку инвестиций, которые необходимо потратить на строительствоутилизационной инфраструктуры.

Существует три основных механизма уплаты утилизационного сбора:

  • Разовая оплата за утилизацию, производимая владельцем при сдаче автомобиля, вышедшего из эксплуатации, компании-утилизатору;
  • Разовая оплата, производимая владельцем при покупке нового автомобиля;
  • Ежегодная оплата, размер которой зависит от возраста автомобиля.

Финансирование строительства пунктов сбора и утилизации автомобилей может происходить через:

  • 100% государственное финансирование;
  • государственно-частное партнерство (путем выплаты субсидий/дотаций частному сектору для развития бизнеса);
  • 100% частное финансирование.

Государство может поддержать развитие соответствующей бизнес-среды путем создания стимулов для автовладельцев утилизировать свои автомобили и, при необходимости, обеспечить финансирование строительства инфраструктуры в краткосрочном периоде. 

Законодательная база

Нужно отметить, что разработка пакета законопроектов по авторециклингу осложняется, прежде всего, полным отсутствием федеральной законодательной базы в этой области, необходимостью заново создавать правовое поле.

Регулирование отношений, возникающих в процессе утилизации вторичных ресурсов автотранспортного комплекса, осуществляется в РФ с помощью следующих нормативно-правовых актов (в действующих редакциях), касающихся проблемы переработки всех видов отходов:

  • федеральный закон “Об отходах производства и потребления” от 24 июня 1998 г.№ 89_ФЗ;
  • федеральный закон “О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения” от 30 марта 1999 г. № 52_ФЗ;
  • федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха” от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ;
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ “О введении в действие санитарных правил (Санитарные правила 2.1.7.1038_01. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов)” от 30 мая 2001 г. № 16;
  • постановление Правительства РФ “Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения” от 11 мая 2001 г. № 370;
  • Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).

8 марта 2010 г. в России вступила в действие федеральная программа по утилизации старых автомобилей. Каждый гражданин РФ, имеющий в своем распоряжении автомобиль, произведенный в 1999 г. или раньше, сможет сдать свой автомобиль на утилизацию и получить сертификат на сумму 50 тыс. руб. для покупки нового автомобиля отечественной сборки.

Приемка пунктами утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств планировалась осуществляться с 8 марта 2010 г.до 1 ноября 2010 г. Первый этап - 200 тыс. свидетельств, 200 тыс. автомобилей, или премий  полностью реализован. Из них более 190 тыс. оформлено уже контрактами  известно, какая у людей будет машина, когда и т.д., более 130 тыс. получено. В настоящее время принято решение о продлении Программы утилизации и подписано Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 622 о выделении дополнительных 10 млрд. руб. на второй этап плана по утилизации старых автомобилей. В рамках второго этапа будет выдано еще 200 тыс. сертификатов, финансирование так же составит 10 млрд. руб. При этом программа не будет иметь ограничений по времени: закончится, когда будут выданы следующие запланированные 200 тыс. сертификатов. Всем, кто решит воспользоваться программой, будут предоставлены не только дилерские скидки на покупку нового автомобиля вместо сертификата, но и бонусные снижения цен от автопроизводителей.

В настоящий момент эксперимент по утилизации автомобилей работает на всей территории России. В перечень пунктов утилизации, на основании поданных заявок, включены 153 организации из 49 регионов РФ.

По итогам марта-мая “утилизационные” автомобили заняли порядка 14% российского авторынка. Самой продаваемой в рамках Программы утилизации маркой является российская Lada (более 75% всех продаж по утилизации). Среди иномарок самым популярным является бренд Renault, но его вклад гораздо меньше. За ним следуют Ford, УАЗ, ГАЗ, Chevrolet, Skoda и Fiat. Всего в России зарегистрировано 14 млн. автомобилей, чей возраст превышает 10 лет.

Минпромторг предлагает наиболее удобную, на его взгляд, схему действий физического лица, намеревающегося воспользоваться государственной программой утилизации автомобилей и приобрести новый автомобиль у официального дилера. При наличии в собственности старого автомобиля, который произведен в 1999 г. или раньше, имеет разрешенную полную массу не более 3,5 т, является полнокомплектным, находится в собственности последнего владельца более 1 года, с полным пакетом документов, подтверждающих право собственности, гражданину необходимо:

  • приехать к официальному дилеру на автомобиле, сдаваемом на утилизацию (привезти за свой счет на эвакуаторе);
  • распечатать с сайта Минпромторга утвержденный бланк свидетельства об утилизации;
  • оформить в дилерском центре доверенность в простой документарной форме на выполнение операций по снятию с учета, передаче на пункт утилизации, получению свидетельства об утилизации;
  • подписать договор, на основании которого дилер будет выполнять вышеназванные операции от имени гражданина, при этом до получения свидетельства об утилизации автомобиль будет находиться на ответственном хранении у дилера до момента снятия его с учета;
  • оплатить до 3 тыс. руб. по договору за утилизацию;
  • выбрать и зарезервировать у дилера новый автомобиль, соответствующий параметрам, утвержденным постановлением правительства РФ;
  • при получении полностью оформленного и заполненного свидетельства об утилизации завершить оформление нового автомобиля. Ожидаемый срок обращения документов при условии совершения всех действий в одном регионе 3-5 дней. При получении заполненного свидетельства об утилизации гражданин покупает новый автомобиль из перечня, утверждаемого Минпромторгом России со скидкой 50 тыс. руб. Успех программы утилизации старых автомобилей будет зависеть в наибольшей степени от желания автовладельцев сдавать свои автомобили на вторичную переработку. Те, для кого сдача автомобиля на авторециклинг будет иметь экономический смысл (т.е. для владельцев наиболее старых автомобилей, а это менее обеспеченная часть населения), могут быть неплатежеспособны приобретать новые автомобили, поскольку экономический спад отразился на данном слое населения в наибольшей степени. Логистический подход в управлении утилизацией старых автомобилей предусматривает интеграцию всех существующих процессов от образования до конечной утилизации, при этом осуществляется наиболее полный учет временных и пространственных факторов для оптимизации управления материальными, финансовыми и информационными потоками и достижения тактических целей всей системы.

Схема утилизации вышедшего из эксплуатации автотранспортного средства

Рисунок 6 – Схема утилизации вышедшего из эксплуатации автотранспортного средства

При построении логистической системы в ней следует выделить логистические цепи, т.е. взаимосвязанные пути движения материальных и информационных поток. При таком подходе эти системы представляют собой объединение многих логистических цепей: технологических, транспортных, организационных, соединяющих все звенья управляемого процесса от сбора вышедших из эксплуатации машин до выгрузки готовой продукции/захоронения. Анализ современного состояния управления движением отходов свидетельствует о том, что практически не используется логистический аппарат управления, следствием чего является:

  • разрозненность участников транспортно - логистических цепочек;
  • отсутствие совместного информационного ресурса, как следствие слабая согласованность действий участников процесса;
  • низкое качество обслуживания транспорта с высоким уровнем затрат;
  • территориальная разрозненность объектов захоронения;
  • отсутствие на регулярной основе логистического аудита, как следствие отсутствие достоверной оценки, планирования, прогнозирования норм образования (накопления) и действий участников;
  • отсутствие маркетингово-логистического подхода, базирующегося на продолжении логистической цепочки в сторону рынка потребителей продуктов рециклинга отходов, рыночном спросе, обеспечивающим прибыль. Логистические цепи движения вышедших из эксплуатации машин могут быть представлены следующим образом (рис. 7).

 Логистические цепи движения вышедших из эксплуатации автотранспортных средств

Рисунок 7 – Логистические цепи движения вышедших из эксплуатации автотранспортных средств

Данная схема отражает движение материального, информационного потоков, ограничения и управляющие воздействия на разных этапах организации логистической системы вышедших из эксплуатации автотранспортных средств.

Главными составными частями повышения эффективности управления движением вышедших из эксплуатации машин является:

  • - процессная организация (логистический подход) путем рационального управления материальными, финансовыми, информационными потоками;
  •  - построение современной информационной системы управления участниками транспортно-логистических цепей на основе стандартов открытых систем.

Предприятия, занимающиеся автрециклингом и принимающие участие в федеральной программе по утилизации автомобилей, ставят перед собой логистические задачи в сфере производства, складирования и транспортировки автомашин до мест утилизации, среди которых:

1) задачи производственной логистики:

  • выбор способа демонтажа автотранспортного средства;
  • использование вторичного сырья в автомобильной промышленности;
  • соблюдение экологических норм при  авторециклинге;
  • сортировка вторичного сырья при демонтаже;

 

2) задачи складской логистики:

  • организация стоянок для автомобилей, вышедших из эксплуатации;
  • складирование отходов при переработке автотранспортных средств;

3) задачи транспортной логистики:

  • оптимизация затрат на транспортировку автомобилей на место переработки;
  • рациональное использование грузоподъемности и вместимости транспортных средств для транспортировки вышедших из эксплуатации автомобилей на место переработки;
  • оптимальный выбор вида и типа транспортных средств для транспортировки вышедших из эксплуатации автомобилей на место переработки.

Обсуждение схемы взимания утилизационного сбора в России*

Предполагается, что закон будет распространяться  все легковые и легкие коммерческие автомобили российского и зарубежного производства. В случае импорта единичных транспортных средств сбор будет оплачиваться физическими лицами. Во всех остальных случаях сбор оплачивается производителями и импортерами (утилизационный сбор закладывается в стоимость автомобиля). По предварительным данным, базовая ставка, равная 20 тыс. руб., умножается на коэффициент, зависящий от объема двигателя.

*предварительные предлагаемые изменения в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" и статье 51 Бюджетного кодекса РФ (в части обеспечения безопасной утилизации отдельных видов колесных транспортных средств).

Таблица 2. Коэффициенты утилизационной трудоемкости для легковых а/м

;Коэффициенты утилизационной трудоемкости для легковых а/м

Таблица 3. Какой совокупный объем средств можно собрать за один год?

Какой совокупный объем средств можно собрать за один год?

*доля автомобилей с объемом двигателя не более 1,8 л

**доля автомобилей с объемом двигателя от 1,8 до 2,5 л

***доля автомобилей с объемом двигателя более 2,5 л

 1 в случае предоставления гарантий безопасной утилизации произведенных автомобилей в будущем, автопроизводитель может быть освобожден от уплаты сбора

2принимая во внимание тот факт, что в государство не собирает 100% налогов, эта цифра будет меньше

3с учетом всех поправок

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

MetalSpace

Опубликовано MetalSpace

Адрес электронной почты: info@metalspace.ru
Предлагаем сотрудничество
  • Опубликуй свои произведения в электронной форме.
  • Размести научную статью или пресс-релизы на страницах нашего портала.

Оставь комментарий