Кто осмелится сравнивать с праздными пирамидами или какими-нибудь никчемными, хотя и знаменитыми, творениями греков наши водопроводы – эти великие сооружения, без которых немыслима жизнь человека?!
Секст Юлий Фронтин, О водопроводах города Рима.
(de aquaeductibus urbis Romae)
Как известно, дороги (а более широко – транспортные системы) представляют собой вторую по важности проблему Отечества, которая мешает России занять ведущее место в числе передовых индустриальных стран.
Римлян, с полным на то основанием, можно считать настоящими революционерами в области транспортных систем и коммуникаций. Античная поговорка «Все дороги ведут в Рим» наиболее ярко отражает этот факт.
Великие цивилизации Древнего мира формировались в долинах полноводных рек. Так было в Египте, Месопотамии, Индии, Китае. Быстрое развитие этих регионов мира, несмотря на наличие значительных водных ресурсов, рано или поздно приводило к дефициту питьевой воды.
Большое распространение водопроводы получили в Древней Греции. Характерной особенностью античной цивилизации является обилие городов. Для обеспечения их жителей водой греческие инженеры проявляли большую творческую изобретательность.
Низкие цены, устанавливаемые законодательно, делали термы доступными всем слоям населения. Если городская баня была платной, то город обычно сдавал её в аренду, и на арендатора (conductor) налагался договором ряд обязательств, выполнение которых проверялось эдилами.
Водопроводы строились следующим образом. На довольно высоком месте находили обильный источник воды и устраивали искусственный водоём.
Водоснабжение Рима затруднялось из-за сильно пересечённой местности, так как город расположен на семи холмах, окруженных равнинами Кампаньи.
Если сооружение моста было невозможно или нецелесообразно, например, если ущелье было слишком глубоким, сооружали сифон. В этом случае применяли систему труб, которые круто спускались по одному склону ущелья и поднимались по другому.
Римское трубное производство подробно описывает Витрувий в восьмой книге сочинения «Архитектура» (I в. до н. э.). В ней главное внимание уделено водопроводам и материалам, из которых делают трубы.
По широко распространённой в середине прошлого века гипотезе американских токсикологов, свинцовый водопровод являлся одной из причин быстрой деградации римской нации, вызывая отравление свинцом.
С конца VIII в. в результате варварских нашествий и общего упадка началось разрушение римских акведуков (римляне вернулись к пользованию колодцами, как в древнейшие времена), и только с XV в. их начали постепенно восстанавливать.
После падения Римской империи технология производства металлических труб пережила период длительной стагнации. В большинстве средневековых городов прокладывались деревянные трубопроводы.
В большинстве регионов Европы и Азии основным источником соли были подземные воды – рассолы. Первоначально для их добычи применялись колодцы, как правило, в сечении квадратной формы.
Варница представляла собой деревянное или каменное здание, в котором на железных четырёхугольных сковородах противнях площадью до 65 м2 и массой до 650 кг – цренах (цыренах или чренах) производили солеварение.
Црены были наиболее уязвимым звеном в варницах, быстро коррозируя от постоянного контакта с горячим рассолом и пламенем. Г. Агрикола писал: «Мастер и его заместитель попеременно варят рассол днём и ночью… и добывают из него соль. Ни один црен не может выдержать силы огня больше полугода».
Уровень организации водоснабжения в Древней Руси в основном соответствовал достижениям в этой области в европейских странах. В XI или начале XII в. первый водопровод из деревянных труб появился на Ярославовом дворище в Новгороде.
К концу XVII в. развитие доменного производства привело к широкому использованию литых чугунных труб, отличавшихся от свинцовых, оловянных, медных и латунных существенно более низкой стоимостью.
В начале XIX в. металлические трубы потребовались для быстро развивающегося железнодорожного транспорта. Уже в паровозе «Ракета» английского изобретателя Дж. Стефенсона, построенном в 1814 г., длина железных «дымогарных» труб составляла около 45 м.