Триумф, демпинг и детские болезни
Для экспертной оценки нового способа Бессемер пригласил в мастерскую на Бакстер-стрит инженера - конструктора Джорджа Ренни (George Rennie). Несмотря на то, что процесс был несовершенен, Ренни уговорил Бессемера выступить с докладом на съезде Британской Ассоциации содействия научным исследованиям в Челтэнхеме (Cheltenham).
Настроение слушателей в начале доклада можно себе представить из эпиграфа, в конце доклада зал аплодировал. Доклад Бессемера показывает, что о многих проблемах он ещё не подозревал, о некоторых благоразумно умалчивал, в целом же доклад был составлен таким образом, что произвёл благоприятное впечатление на слушателей.
Доклад Бессемера, напечатанный на другой день в Times (её перевод вскоре был опубликован в российском «Горном журнале»), вызвал огромный интерес и обеспечил изобретению необходимую рекламу.
Бессемер хорошо понимал, что для масштабного промышленного применения нового процесса придётся ещё провести большую работу по борьбе с его «детскими болезнями», и что для этого нужны немалые денежные средства. Для того чтобы обеспечить их поступление и заинтересовать потенциальных пользователей он применил следующий подход. В каждом из пяти промышленных регионов им был выбраны ключевые партнёры – крупные промышленники, обладавшие значительными средствами и весом в деловом сообществе. Они покупали лицензию на новую технологию за 10 тыс. фунтов стерлингов на льготных условиях: вместо положенных по британскому патентному законодательству 14 лет они платили отчисления Бессемеру (10 шиллингов с тонны) только год.
Такая схема имела несомненные преимущества. Во-первых, благодаря «демпингу» обеспечивалась заинтересованность промышленников в использовании нового процесса, экономическая привлекательность которого существенно возрастала. Уже через несколько недель после доклада Бессемер собрал за право использования своего патента около 27 тыс. фунтов стерлингов.
К счастью для своего изобретения Бессемер имел деловую хватку и существенный опыт в продвижении своих разработок, потому что вскоре начались проблемы. Дело в том, что чугун, используемый им в опытах, был очень чистым по примесям, в первую очередь по фосфору, что обеспечивало высокое качество получаемой стали. Когда же дело дошло до промышленного применения, то обнаружились все недостатки не доведённого до ума процесса. Помимо невозможности удалять примеси к недостаткам относились очень низкая стойкость футеровки конвертера (не более трёх продувок) и большие потери металла – до 40 %.